Восхождение: 5 легендарных фильмов Ларисы Шепитько
Свою кинокарьеру Шепитько начала в 1955 году, когда поступила на режиссёрский факультет ВГИК. Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в картине "Поэма о море" (1958). Свой первый полнометражный фильм, "Зной" (1963), режиссёр снимала на переживающей тогда своё второе рождение киностудии "Киргизфильм". На этапе монтажа ей помогал муж Элем Климов. В 1964 году фильм был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах.
Следующая работа Ларисы, "Крылья" (1966), принесла ей всесоюзную известность. Одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная лучшей актрисой года. По окончании съёмок "Крыльев" Шепитько приступила к экранизации рассказа Андрея Платонова "Родина электричества". Вместе с новеллами "Ангел" и "Мотря" фильм должен был войти в киноальманах "Начало неведомого века", посвящённый 50-летию Октябрьской революции, однако по цензурным соображениям ни "Родина электричества", ни "Ангел" не были выпущены на экран. Картину удалось восстановить и показать зрителям только в 1987 году.
В 1969 году режиссёр сняла свой первый цветной фильм, музыкальную сказку "В тринадцатом часу ночи". В ярком новогоднем ревю снялись такие известные артисты, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и многие другие. Не заставила себя ждать и вторая цветная картина - "Ты и я" (1971), снятая по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвященная их поколению. В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино, а спустя ещё три года ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Свой последний фильм, признанный критиками лучшим в её карьере, Шепитко сняла в 1976 году. Чёрно-белая экзистенциальная драма "Восхождение" была удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при "Золотой медведь", премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.
После успеха "Восхождения" режиссёр готовила сценарий фильма "Матёра" по повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой". Съёмки должны были проходить на озере Селигер, в начале июня 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция. 2 июля 1979 года автомобиль "Волга", в котором находились Лариса Шепитко, оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты, по неустановленной причине выехал на полосу встречного движения и врезался в мчавшийся навстречу грузовик. Работу над "Матёрой" завершил Элем Климов. Он же снял документальный фильм "Лариса" (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с коллегами.
"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку "главных" работ режиссёра, горевшего так ярко и ушедшего так рано…
"Крылья" (1966)
Война давно окончилась, но для бывшей лётчицы а ныне директора училища Надежды Петрухиной (Майя Булгакова) только те годы и были наполнены подлинным смыслом. Женщина глубоко переживает разлад с действительностью и пытается приспособиться к мирной, обыденной жизни, однако может ли лётчик жить без неба?...
[OBJ Отрывок из фильма "Крылья" (1966)]
"Родина электричества" из альманаха "Начало неведомого века" (1967)
Жаркое лето 1921 года. Чтобы помочь крестьянам в борьбе с засухой, электрики-самоучки пытаются сделать из мотоцикла водокачку.
Фильм снимался в деревне Сероглазка Астраханской области, а в качестве актёров были задействованы многие её жители.
Как и "Ангел" Андрея Смирнова, картина на долгие годы отправилась "на полку", а третья новелла киноальманаха, "Мотря", которую снял Генрих Габай, была показана отдельно в 1969 году. Кстати, год спустя Смирнов снял фильм "Белорусский вокзал", съёмки которого первоначально планировалось поручить Шепитько.
[OBJ Киноальманах "Начало неведомого века" (1967)]
"Ты и я" (1971)
Вплотную подойдя к открытию в нейрохирургии, от которого зависело спасение многих людей, врач по имени Пётр (Леонид Дьячков) бросает научную работу и своего коллегу по эксперименту Сашу (Юрий Визбор). После нескольких лет, проведённых в Швеции, недовольство собой заставляет его снова бросить всё и вернуться в Москву, однако его уже никто не ждёт…
Съёмки картины проходили в атмосфере тяжёлого стресса. Технические и организационные трудности привели к тому, что на съёмочную площадку пришлось вызывать "Скорую помощь". Многочисленные цензоры пытались "урезать" фильм, удалив из него критические по их мнению моменты, и Шепитько пришлось биться за каждый сантиметр плёнки, причём далеко не всегда успешно. Несмотря на то, что на фестивале в Венеции картина получила один из призов, вырезанные эпизоды стали страшным ударом для режиссёра – она была уверена, что окончательный монтаж исказил её мысли. В 1973 году у Ларисы и Элема родился сын Антон и на какое-то время со съёмками пришлось повременить.
[OBJ Отрывок из фильма "Ты и я" (1971)]
"Восхождение" (1976)
После выхода фильма на экраны фильма "Ты и я" для Шепитько наступили тяжёлые времена. Около четырёх месяцев она находилась в чудовищном психическом и физическом истощении. Осознание того, что нужно делать дальше, пришло во время отдыха в сочинском санатории, однако все грандиозные планы были перечеркнуты неудачным падением, которое привело к сотрясению мозга и серьёзной травме позвоночника. Несколько недель ей пришлось провести "прикованной" к кровати. Ситуация усугублялась тем, что Шепитько готовилась стать матерью. Мысль о возможной смерти не покидала её каждый день, и прочитанная в этот период повесть Василя Быкова "Сотников" помогла режиссёру выразить это состояние на киноэкране.
"Любая картина личная, но желание поставить "Восхождение" было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни", - вспоминала она.
Снятая в итоге пронзительная военная драма о двух белорусских партизанах (Борис Плотников и Владимир Гостюхин), попавших в руки немецких полицаев, получила несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине и стала первым советским фильмом, удостоенным "Золотого медведя".
Фильм находился на грани запрета: контролирующие органы считали, что вместо партизанской истории была снята "религиозная притча с мистическим оттенком". Шансы на то, что картина отправится "на полку" были очень велики, и Элем Климов решился на отчаянный шаг. В то время Климов как раз начал подготовку к съёмкам фильма "Убейте Гитлера" (в 1985 году он вышел на экраны под названием "Иди и смотри") и познакомился с Петром Машеровым, первым секретарём ЦК компартии Белоруссии, который всячески поддерживал режиссёра и даже выступал в роли исторического консультанта: в годы войны высокопоставленный чиновник сам был партизаном. Когда Климов пригласил Машерова на специальный просмотр "Восхождения", тот поначалу был настроен скептически, ожидая увидеть "бабью режиссуру". Через двадцать-тридцать минут после начал просмотра он уже не мог оторваться от экрана, а к середине фильма — плакал. По окончании фильма вышел на сцену и говорил около сорока минут. Через несколько дней "Восхождение" было официально принято без единой поправки.
[OBJ Отрывок из фильма "Восхождение" (1976)]
"Прощание" (1981)
Задуманный и начатый Шепитько фильм по мотивам повести Валентина Распутина пришлось доснимать Элему Климову. Он же изменил название - с "Прощания с Матёрой" на просто "Прощание".
Картина посвящена последним дням существования Матёры — островной деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства ГЭС. Жители деревни вынуждены сжечь свои дома и навсегда оставить родные могилы под водой...
[OBJ Фильм Элема Климова "Лариса" (1980)]