Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Восхождение: 5 легендарных фильмов Ларисы Шепитько

Развлечения

Свою кинокарьеру Шепитько начала в 1955 году, когда поступила на режиссёрский факультет ВГИК. Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в картине "Поэма о море" (1958). Свой первый полнометражный фильм, "Зной" (1963), режиссёр снимала на переживающей тогда своё второе рождение киностудии "Киргизфильм". На этапе монтажа ей помогал муж Элем Климов. В 1964 году фильм был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах.

Следующая работа Ларисы, "Крылья" (1966), принесла ей всесоюзную известность. Одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная лучшей актрисой года. По окончании съёмок "Крыльев" Шепитько приступила к экранизации рассказа Андрея Платонова "Родина электричества". Вместе с новеллами "Ангел" и "Мотря" фильм должен был войти в киноальманах "Начало неведомого века", посвящённый 50-летию Октябрьской революции, однако по цензурным соображениям ни "Родина электричества", ни "Ангел" не были выпущены на экран. Картину удалось восстановить и показать зрителям только в 1987 году.

В 1969 году режиссёр сняла свой первый цветной фильм, музыкальную сказку "В тринадцатом часу ночи". В ярком новогоднем ревю снялись такие известные артисты, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и многие другие. Не заставила себя ждать и вторая цветная картина - "Ты и я" (1971), снятая по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвященная их поколению. В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино, а спустя ещё три года ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Свой последний фильм, признанный критиками лучшим в её карьере, Шепитко сняла в 1976 году. Чёрно-белая экзистенциальная драма "Восхождение" была удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при "Золотой медведь", премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.

После успеха "Восхождения" режиссёр готовила сценарий фильма "Матёра" по повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой". Съёмки должны были проходить на озере Селигер, в начале июня 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция. 2 июля 1979 года автомобиль "Волга", в котором находились Лариса Шепитко, оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты, по неустановленной причине выехал на полосу встречного движения и врезался в мчавшийся навстречу грузовик. Работу над "Матёрой" завершил Элем Климов. Он же снял документальный фильм "Лариса" (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с коллегами.

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку "главных" работ режиссёра, горевшего так ярко и ушедшего так рано…

"Крылья" (1966)

Война давно окончилась, но для бывшей лётчицы а ныне директора училища Надежды Петрухиной (Майя Булгакова) только те годы и были наполнены подлинным смыслом. Женщина глубоко переживает разлад с действительностью и пытается приспособиться к мирной, обыденной жизни, однако может ли лётчик жить без неба?...

[OBJ Отрывок из фильма "Крылья" (1966)]

"Родина электричества" из альманаха "Начало неведомого века" (1967)

Жаркое лето 1921 года. Чтобы помочь крестьянам в борьбе с засухой, электрики-самоучки пытаются сделать из мотоцикла водокачку.

Фильм снимался в деревне Сероглазка Астраханской области, а в качестве актёров были задействованы многие её жители.

Как и "Ангел" Андрея Смирнова, картина на долгие годы отправилась "на полку", а третья новелла киноальманаха, "Мотря", которую снял Генрих Габай, была показана отдельно в 1969 году. Кстати, год спустя Смирнов снял фильм "Белорусский вокзал", съёмки которого первоначально планировалось поручить Шепитько.

[OBJ Киноальманах "Начало неведомого века" (1967)]

"Ты и я" (1971)

Вплотную подойдя к открытию в нейрохирургии, от которого зависело спасение многих людей, врач по имени Пётр (Леонид Дьячков) бросает научную работу и своего коллегу по эксперименту Сашу (Юрий Визбор). После нескольких лет, проведённых в Швеции, недовольство собой заставляет его снова бросить всё и вернуться в Москву, однако его уже никто не ждёт…

Съёмки картины проходили в атмосфере тяжёлого стресса. Технические и организационные трудности привели к тому, что на съёмочную площадку пришлось вызывать "Скорую помощь". Многочисленные цензоры пытались "урезать" фильм, удалив из него критические по их мнению моменты, и Шепитько пришлось биться за каждый сантиметр плёнки, причём далеко не всегда успешно. Несмотря на то, что на фестивале в Венеции картина получила один из призов, вырезанные эпизоды стали страшным ударом для режиссёра – она была уверена, что окончательный монтаж исказил её мысли. В 1973 году у Ларисы и Элема родился сын Антон и на какое-то время со съёмками пришлось повременить.

[OBJ Отрывок из фильма "Ты и я" (1971)]

"Восхождение" (1976)

После выхода фильма на экраны фильма "Ты и я" для Шепитько наступили тяжёлые времена. Около четырёх месяцев она находилась в чудовищном психическом и физическом истощении. Осознание того, что нужно делать дальше, пришло во время отдыха в сочинском санатории, однако все грандиозные планы были перечеркнуты неудачным падением, которое привело к сотрясению мозга и серьёзной травме позвоночника. Несколько недель ей пришлось провести "прикованной" к кровати. Ситуация усугублялась тем, что Шепитько готовилась стать матерью. Мысль о возможной смерти не покидала её каждый день, и прочитанная в этот период повесть Василя Быкова "Сотников" помогла режиссёру выразить это состояние на киноэкране.

"Любая картина личная, но желание поставить "Восхождение" было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни", - вспоминала она.

Снятая в итоге пронзительная военная драма о двух белорусских партизанах (Борис Плотников и Владимир Гостюхин), попавших в руки немецких полицаев, получила несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине и стала первым советским фильмом, удостоенным "Золотого медведя".

Фильм находился на грани запрета: контролирующие органы считали, что вместо партизанской истории была снята "религиозная притча с мистическим оттенком". Шансы на то, что картина отправится "на полку" были очень велики, и Элем Климов решился на отчаянный шаг. В то время Климов как раз начал подготовку к съёмкам фильма "Убейте Гитлера" (в 1985 году он вышел на экраны под названием "Иди и смотри") и познакомился с Петром Машеровым, первым секретарём ЦК компартии Белоруссии, который всячески поддерживал режиссёра и даже выступал в роли исторического консультанта: в годы войны высокопоставленный чиновник сам был партизаном. Когда Климов пригласил Машерова на специальный просмотр "Восхождения", тот поначалу был настроен скептически, ожидая увидеть "бабью режиссуру". Через двадцать-тридцать минут после начал просмотра он уже не мог оторваться от экрана, а к середине фильма — плакал. По окончании фильма вышел на сцену и говорил около сорока минут. Через несколько дней "Восхождение" было официально принято без единой поправки.

[OBJ Отрывок из фильма "Восхождение" (1976)]

"Прощание" (1981)

Задуманный и начатый Шепитько фильм по мотивам повести Валентина Распутина пришлось доснимать Элему Климову. Он же изменил название - с "Прощания с Матёрой" на просто "Прощание".

Картина посвящена последним дням существования Матёры — островной деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства ГЭС. Жители деревни вынуждены сжечь свои дома и навсегда оставить родные могилы под водой...

[OBJ Фильм Элема Климова "Лариса" (1980)]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.