Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Полвека до любви. От вредного искусства — до «Гнесинки»

Развлечения
ITAR-TASS: MOSCOW, RUSSIA. FEBRUARY 18, 2011. Saxophonist Igor Butman performs at the renowned Moscow jazz venue, Le Club, during the "Triumph of Jazz" International Festival. (Photo ITAR-TASS/ Alexandra Mudrats) Россия. Москва. 18 февраля. Саксофонист Иг
ITAR-TASS: MOSCOW, RUSSIA. FEBRUARY 18, 2011. Saxophonist Igor Butman performs at the renowned Moscow jazz venue, Le Club, during the «Triumph of Jazz» International Festival. (Photo ITAR-TASS/ Alexandra Mudrats) Россия. Москва. 18 февраля. Саксофонист Иг / Фото: Мудрац Александра

Лето 1922 года. Жара. Газеты пишут: «В Москву приехал председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентричного танца». Парнах тут же попадает в центр внимания артистической Москвы — регулярно публикует статьи, выступает с лекциями.

И вскоре организует первый в нашей стране эксцентрический оркестр — джаз-банд «Валентина П».

Рост

Джаз еще не был объявлен идеологически вредным вражеским искусством. В 1926 году в Советском Союзе даже гастролировали настоящие заграничные джазмены: один из самых известных в Европе негритянских ансамблей — Jazz Kings Луиса Митчелла.

Именно они привлекли внимание общества к новому музыкальному направлению.

Сад

Сад «Эрмитаж» — знаковое для российского джаза место.

Начиная с 1926 года там выступали пианист-виртуоз Александр Цфасман и его коллектив «АМАджаз».

Впрочем, времена свободы для джаза в Советском Союзе подходили к концу. Скоро он будет объявлен буржуазным искусством, и на музыкантов, играющих джаз, власть будет смотреть с большим неодобрением.

Школа

Если от сада «Эрмитаж» спуститься по Петровке до Кузнецкого Моста, мы окажемся в другой важной точке на джазовой карте Москвы — Центральном доме работников искусств.

В середине 50-х годов композитору и дирижеру Юрию Саульскому (большинству читателей «Вечерки» он знаком по сочиненной им музыке к песне «Черный кот») предложили возглавить молодежный эстрадный оркестр.

Скромный, ничем особо не выдающийся оркестр Саульский реорганизовал самым радикальным образом.

В основной состав команды была приглашена знаменитая на всю Москву «золотая восьмерка», в состав которой входили легендарные сегодня музыканты: Зубов, Бахолдин, Берукштис, Зельченко и, конечно, самый яркий из них — альтсаксофонист Георгий Гаранян...

Оркестру ЦДРИ предстояло выступать на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Именно этот конкурс принес коллективу серебряную медаль, и этот успех стал настоящим прорывом для отечественного джаза.

Биржа

Неподалеку от ЦДРИ, на углу Неглинной и Пушечной улиц, у бывшего здания Москонцерта, находилась так называемая биржа, где каждый день собирались самые разные московские музыканты и специфическая околомузыкантская публика.

На бирже происходила коммуникация музыкантов и заказчиков, но помимо этого, биржа была эдаким уличным клубом, где собирались все «стиляги из Москвы». Здесь текла особая жизнь. Сюда приходили пообщаться с людьми из своей среды, узнать что-то новое, получить хоть какую-то информацию о мире джаза.

Биржа была школой самоучек, в которой начинающие и практикующие джазисты постигали науку джазовой гармонии и вникали в особенности того или иного стиля или манеры игры.

Кафе

В начале 60-х годов в атмосфере хрущевской оттепели джаз продолжил свое завоевание Москвы. И в столице открылось несколько джазовых кафе: «Молодежное» около станции метро «Белорусская», затем «Аэлита» на Садовом кольце, «Печора» на Калининском проспекте и «Синяя птица» на Большой Дмитровке. В то время эти заведения воспринимались как некие островки свободы, а для развития московского джаза эти кафе имели огромное значение. Вот как вспоминает кафе «Молодежное» в своей книге «Козел на саксе» народный артист России Алексей Козлов: «Когда композитор Марк Фрадкин написал специальную песню «В кафе «Молодежном», выступить там в качестве гостя стало делом почетным. Ходили в основном «свои» люди. Что касается обычных посетителей, с улицы, то их попадало в кафе крайне мало. Кафе приобрело такую популярность, что войти туда в клубный день вечером можно было главным образом по блату, по знакомству, как это и было в советские времена по отношению ко всему дефицитному».

Институт

От станции метро «Белорусская» по радиальной ветке можно минут за двадцать доехать до станции «Каширская», неподалеку от которой находится одна из важнейших точек в истории московского джаза. Это дом культуры «Москворечье» и… МИФИ. Именно там зарождалась система отечественного джазового образования.

Все началось со студии при МИФИ, которую создал аранжировщик и пианист, а также кандидат физико-математических наук, преподаватель кафедры «Физика твердого тела» Юрий Павлович Козырев. Сначала репетиции проходили в больших аудиториях на четвертом этаже института. Музыканты так увлекались исполнением своеобразной музыки, что нередко в перерыве приходил преподаватель из соседней аудитории и умолял играть тише. Следом за преподавателем прибегали студенты. Они просили играть громче, «чтобы учиться было веселее».

В 1967 году Козырев пригласил преподавать в свою студию известных джазовых музыкантов: трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова, пианиста Игоря Бриля. Вскоре школа переехала в ДК «Москворечье».

Студия существует и по сей день. Правда, она переименована в Московский колледж импровизационной музыки.

Больше полувека прошло… В течение которого Москва, а вместе с ней и вся наша страна были охвачены джазом.

Окончательная легализация джаза произошла в 1974 году, когда в тридцати музыкальных училищах страны были открыты джазовые отделения.

В том числе и в находящейся неподалеку от ГИТИСа Гнесинке. И по сей день Гнесинская академия остается одной из главных кузниц джазовых музыкантов в нашей стране.

Полвека до любви. От вредного искусства — до «Гнесинки» Фото: «Вечерняя Москва»

Полвека до любви. От вредного искусства — до «Гнесинки» Фото: «Вечерняя Москва»

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.