Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

10 лучших советских фильмов о школе

Развлечения
Афиша фильма "Доживем до понедельника"
Афиша фильма «Доживем до понедельника»

Это удивительно либеральный фильм о школе снят в брежневскую эпоху, которую принято называть «застойной». История о поиске счастья и о собственном мнении, которое не зависит о мнении большинства. И об одиночестве. Фразу из этого фильма «Счастье – это когда тебя понимают» цитируют вот уже 45 лет. И, думаю, будут цитировать и дальше. 

«Вечерняя Москва» вспоминает 10 лучших советских фильмов о школе.

1. «Вам и не снилось» (1980, режиссер Илья Фрэз, в ролях Татьяна Аксюта, Никита Михайловский, Елена Соловей, Ирина Мирошниченко, Альберт Филозов и др.)

Пожалуй, самая романтичная мелодрама восьмидесятых по одноименной повести Галины Щербаковой. Правда, финал картины во время съемок был изменен: в повести главный герой погибает. Впрочем, советские школьницы, включая автора этих строк, заливались во время просмотра фильма слезами и без трагической концовки. Когда режиссёр задумал экранизировать повесть, в Госкино ему заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юля? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!». Джульетту- Юльку пришлось заменить на Катю. Фильм от этого ничего не потерял. Никакой затянутости, никаких розовых соплей. Исполнитель главной роли Никита Михайловский – прекрасен. Музыка к фильму – волшебная.

2. «А если это любовь?» (1961, режиссер Юлий Райзман, в ролях Жанна Прохоренко, Игорь Пушкарев, Александра Назарова, надежда Федосова и др.)

Фильм - настоящая трагедия подростковой любви в условиях спального района в большом городе. За прогулку с мальчиком в лес соседи за глаза называют главную героиню гадким словом, а мать дает тумаков перед толпой. А дальше «помощь» начинают оказывать педагоги, вызывая на ковер влюбленную пару. С целью профилактики. Подавить волю юных людей очень легко. Мораль: там, где есть ханжество, нет места любви. Работа Юлия Райзмана для 1961 года – необычайно смела. Дебютантка Жанна Прохоренко мила и обаятельна. Финал тяжелый.

3. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979, режиссеры Николай Лебедев, Эрнест Ясан, в ролях Владимир Шевельков, Надежда Горшкова, Любовь Полищук, Виктор Костецкий)

Они познакомились ещё в детском садике. Четырёхлетний Серёжа перестал плакать, увидев Клаву. Он полюбил её уже тогда. И пронёс эту любовь из детства в юношеские годы. Клава дала ему клятву, но полюбила другого. И Сергей решил свести счёты с жизнью. Так что детская комедия переходит в подростковую трагедию. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» - безусловно, один из лучших советских фильмов о подростковой любви: снят лаконично, с минимальными техническими средствами, с отличной игрой актёров, с разнообразными музыкальными номерами. Первая роль Владимира Шевелькова. Главная цитата: «Ты мне все время дарил себя, а Лаврик подарил мне меня». И открытый финал очень хорош.

4. «Не болит голова у дятла» (1974, режиссер Динара Асанова, в ролях Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Александр Богданов и др.)

Главный герой - «последыш» в семье, где родители всё внимание уделяют старшему брату, известному баскетболисту. А увлечение младшенького барабанами не воспринимают всерьёз. Мальчишке приходится ютиться на чердаках и вытаскивать из канав свои ржавые барабаны после того, как их туда с завидным постоянством выкидывают добрые соседи. В общем, не классическая «белая ворона», а, скорее, гадкий утенок. С сильным характером и духом.

Динара Асанова снимала великолепное авторское кино о детях и подростках, и «Не болит голова у дятла» – мне кажется, лучший из всех. Блистательная игра Екатерины Васильевой.

5. «Чучело» (1983, режиссер Ролан Быков, в ролях Юрий Никулин, Кристина Орбакайте, Елена Санаева, Светлана Крючкова и др.)

Культовый фильм восьмидесятых снят по повести Владимира Железникова. Быков – первый режиссер, который смело заявил, что советская школа – это зачастую жестокость, это травля слабого, причем травля толпой. Шестиклассники показаны орущей, жесткой толпой, где есть и живодеры, и стервы, и предатели. Удивительно, как бдительная советская цензура пропустила этот фильм.

Так что это настоящая кинематографическая «бомба». 12-летняя Кристина Орбакайте в роли Лены Усольцевой-Чучела удивительно тонко показала не только отвагу юного девичьего сердца, но и поистине женское, зрелое самопожертвование. В роли Васильева – будущий писатель Павел Санаев.

6. «Школьный вальс» (1977, режиссер Павел Любимов, в ролях Елена Цыплакова, Сергей Насибов, Юрий Соломин, Евгения Симонова и др.)

Если не ошибаюсь, именно этот фильм впервые в школьном кино выводит на первый план проблему интимных отношений среди несовершеннолетних. Тема убойная – особенно для семидесятых. Ситуация — мальчик и девочка в выпускном классе любили друг друга, девочка забеременела, мальчик вскорости женился на другой, влюбленной в него – и очень обеспеченной - девочке. А героиня аборт делать не стала, устроилась работать на стройку и родила ребенка. Фильм выдержан в очень спокойных, нейтральных тонах. Этим и цепляет. Тонкая драма о выборе, который рано или поздно должен сделать любой из нас.

7. «Расписание на послезавтра» (1978, режиссер Игорь Добролюбов, в ролях Олег Даль, Маргарита Терехова, Александр Леньков, Ирина Метлицкая, Вячеслав Баранов и др.)

Один из немногих советских фильмов про одаренных детей, учащихся специализированной физико-математической школы. Ярко показано разительное отличие таких детей от средних советских школьников. Плюс - классический спор о физиках и лириках и отношения - не только рабочие – между педагогами. Неспешный, тягучий фильм, от которого невозможно оторваться.
Мораль: к интеллектуально одаренным подросткам следует относиться либерально и позволять им экспериментировать, даже если эксперимент обречен на провал.

Даль – великолепен, молодой Леньков удивительно похож на молодого Харви Кайтеля. Вообще, звездный состав актеров впечатляет. Первая роль юной Ирины Метлицкой.

8. «Ключ без права передачи» (1976, режиссер Динара Асанова, в ролях Елена Проклова, Алексей Петренко, Марина Левтова, Зиновий Гердт, Екатерина Васильева и др.)

Молодая учительница, преподающая литературу, использует нестандартные педагогические методики: приглашает свой класс к себе в гости, ведет с детьми откровенные беседы, держит себя с ними на равных. Коллеги неодобрительно высказываются о ее методах, которой выросшие дети, по образному выражению одной из учительниц, вручили «ключ» от сердца класса, без права передачи кому-либо другому. Образ учительницы абсолютно неоднозначный, впрочем, как и весь фильм. В этом, наверное, и есть секрет обаяния Динары Асановой как режиссера.
Первая роль Марины Левтовой.

9. «Розыгрыш» (1976, режиссер Владимир Меньшов, в ролях Дмитрий Харатьян, Евгения Ханаева, Наталья Вавилова и др.)

Первая роль Дмитрия Харатьяна оказалась очень яркой и удачной. Харатьяновский Грушко - безусловно, один из лучших образов в советском школьном кино. «Он возбужденный - от талантливости» - лучшая и точная его характеристика. В этом фильме раскрывается много проблем: проблема творческой реализации подростка и непонимания со стороны старшего поколения, проблема дружбы и предательства, проблема заработка для подростка. И в тоже время фильм производит впечатление поверхностного, легкого. Вроде бы не комедия, но серьезности ситуаций не чувствуется. Возможно, от того, что слишком много музыки и музыкальных номеров. Интересный факт – в роли учителя французского языка –известный мультипликатор Гарри Бардин.

10. «Когда я стану великаном» (1978, режиссер Инна Туманян, в ролях Михаил Ефремов, Андрей Васильев, Лия Ахеджакова и др.)

Бенефис юного Михаила Ефремова, крайне необычный образ советского школьника, благородного и артистичного Пети Копейкина, современного рыцаря, борющегося за справедливость. По уровню мышления и мировосприятия он словно на десятилетия старше своих сверстников. Замечательный образ Джульетты Ашотовны, одинокой, чудаковатой учительницы английского языка, воплощённый Лией Ахеджаковой на грани грустного, почти трагичного, и смешного.

Великолепные диалоги:

- Говорят, ты стихи пишешь.

- Пишу.

- Хорошие?

- Хорошие. А зачем плохие писать?

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.