Недосказанная судьба. Наталья Гундарева
Но фильмы с ее участием продолжают часто показывать по телевизору. А в Доме-музее М.С. Щепкина, филиале Бахрушинского музея, на протяжении всего этого лета проходила прекрасная выставка «Недосказанная судьба…Наталья Гундарева».
На экране Гундаревой чаще всего доставались бытовые роли. Большеглазую пышнотелую актрису кинорежиссеры видели героиней, живущей ради семьи. Многодетная мать, сваха в общежитии, «сладкая женщина», мечтающая о простом мещанском счастье, обманутая жена… Во всенародно любимых фильмах Гундарева представала перед нами большей частью теткой с сумками – подобных хранительниц домашнего очага, слегка замороченных жизнью, каждый день видишь на улице…
«Я хорошо знаю своих героинь, вижу, как они вечером торопятся домой, влезают в автобус, устраиваясь тяжело, по-мужски», – признавалась Гундарева. Ее собственная жизнь складывалась совершенно по-иному. Своих детей у нее не было, и смыслом жизни для нее был театр. Ее муж, актер Михаил Филиппов, жену прекрасно понимал.
Театру им. Маяковского Наталья Георгиевна была предана всю свою жизнь, с тех самых пор, как пришла в него выпускницей Щукинского училища. Тогда в этом коллективе уже работал режиссер Андрей Гончаров – встреча с ним оказалась для Гундаревой судьбоносной.
«Мы с ним одного безумия люди, помешанные на театре», – много позже говорила о нем актриса.
Она и пережила своего любимого режиссера всего на четыре года…
Пришедшей в театр после вуза Гундаревой три года давали эпизодические роли. Но потом молодой актрисе улыбнулась удача: срочно потребовалось заменить Татьяну Доронину в роли Липочки в спектакле «Свои люди – сочтемся». Ввод осуществлялся спешно, за 10 дней. А наутро после сыгранного спектакля Гундарева проснулась знаменитой. Ее дебют оказался событием для театральной Москвы. Сама Гундарева вспоминала об этом: «Это был, пожалуй, самый счастливый момент в моей жизни, когда все задуманное сбылось. Я выходила на сцену и ощущала, что мне все удается. Так бывает редко, но зато потом я могу жить этим счастьем».
После этого многие свои спектакли Гончаров ставил «на Гундареву». По ее признанию, самой трудной и одновременно любимой ее ролью была Катерина Львовна в постановке «Леди Макбет Мценского уезда», в которой Гундарева играла 13 лет. Однажды на гастролях, сыграв этот спектакль несколько раз подряд, актриса из-за нервного перенапряжения даже потеряла на время слух. Она признавалась, что каждый раз за три дня до представления «Леди Макбет Мценского уезда» ее охватывал страх: «Люблю, когда душа с Богом разговаривает. И боюсь, вдруг в этот день Он не захочет со мной говорить»…
Карьера Гундаревой сложилась удачно и в театре, и в кино – даже в среде знаменитых артистов похвастаться подобным может не каждый. Но в 80-х годах ее стало подводить здоровье. Она страдала приступами гипертонической болезни. В 1986 году попала в автомобильную аварию, после которой очень долго приходила в себя. В 2001 году с актрисой случился обширный ишемический инсульт, после которого она так и не вышла на сцену. Хотя и давала интервью прессе, принимала у себя друзей и даже занималась благотворительностью. В 2005 году ее не стало.
Теперь ее диалоги с Богом продолжаются уже в ином, неведомом для нас измерении…
Мы попросили вспомнить об актрисе ее коллег. И они говорили о ней с удовольствием и грустью…
Анатолий Лобоцкий, актер Театра им. Маяковского:
– С Наташей Гундаревой я впервые встретился в работе над спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда», который можно назвать негласным Наташиным бенефисом. В то время эта постановка шла на сцене уже несколько лет, но актер, игравший Сергея, неожиданно ушел из театра. Тогда Андрей Александрович Гончаров, у которого я учился в ГИТИСе, решил меня ввести на эту роль.
Гундарева играла Катерину Львовну феноменально, достигая, не побоюсь этого слова, вершин актерского мастерства. Ее душевные затраты на этом спектакле были огромны, и я не удивляюсь словам Наташи о том, что эта роль сокращала ей жизнь. Кто знает сюжет постановки, жутковатую историю Лескова о том, на что способны ради любви русские женщины, тот меня поймет…
Конечно, я, только что пришедший в театральный коллектив студент, испытывал перед Гундаревой огромный пиетет. В первый раз обратился к ней «Наталья Георгиевна». А она мне сказала: «Чтоб больше никаких «Георгиевн» не было. Я для тебя Наташа, ты для меня Толя. Текст знаешь? Тогда работаем».
Гундарева в то время в театре уже была примой, но звездных замашек у нее не было. Она все делала только ради спектакля. Партнеры на сцене получали от нее максимальную помощь и поддержку. Но в то же время она была невероятно требовательна. Очень серьезно и грозно отчитывала тех, кто допускал в спектакле неточности. Знаете, в театре существует так называемый «дежурный режиссер», то есть человек, который следит за тем, как прошел спектакль. А потом оставляет в «гроссбухе» помощника режиссера свои замечания. Так вот, Наташа свои заметки в этой книге делала почти после каждого спектакля – за театр она болела душой.
Светлана Немоляева, народная артистка России:
– О Наташе я расскажу с удовольствием. Ведь я наблюдала ее с самого начала. Она пришла в театр совсем молоденькой, после окончания вахтанговской школы. И всем сразу стало понятно, что в театр пришла очень интересная актриса. Она начала очень много играть, сначала маленькие роли, потом побольше. А звездный час для нее наступил, когда она сыграла Липочку. Там и другие актеры играли очень хорошо, но она была просто великолепна, и спектакль получился, благодаря ее работе. И я вам должна сказать, что после этой роли она сразу заняла лидерское положение. Все понимали, что в театр пришла героиня.
А потом у нее были совершенно замечательные победы, это и роль в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», и леди Гамильтон в «Виктории», и в «Беге» она играла дивно. Она была очень эффектна. Наташа из тех актрис, которые, когда они выходят на сцену, заполняют собой все. Этим качеством, такой, как сейчас говорят, харизмой обладают немногие. Она же владела такой энергетикой от природы, ей это было даровано талантом. Она была очень самодостаточная и независимая, в общем, это, конечно, была личность, яркая индивидуальность и большой-большой талант. В театре ее вспоминают очень часто, забыть ее невозможно.
Мы играли с ней вместе в «Беге», в «Виктории», где я играла жену Нельсона, а она леди Гамильтон. Она была замечательным партнером, потому что при всей своей колоссальной индивидуальности и мощной значимости она никогда тебя не подавляла. Она понимала, что в спектакле главное – это общение актеров друг с другом, в этих нитях с партнерами и есть та чудная привлекательность, которая приковывает внимание зрителей. И без нее не обойтись. Некоторые партнеры ее нарушают и живут на сцене своей жизнью, что называется, «тянут одеяло на себя». Но от этого они, конечно, проигрывают. А когда партнеры работают вместе, когда они видят, слышат и понимают друг друга, это, конечно дорогого стоит. Это бесценное качество, и Наташа им обладала вполне. У нас с ней были очень славные отношения. Когда мы ездили на гастроли, то сидели в одной гримуборной, и с ней всегда было очень интересно.
Вне сцены она была очень смешливая, ироничная. Бывала и резкой, если ей что-то не нравилось. Она была предана профессии. Как только начинала работу, сразу заводила собственную тетрадку, переписывала туда свою роль и заносила в нее все режиссерские замечания и пометки. Гончаров часто забывал, что говорил накануне, или начинал репетировать по-другому, но у Наташи все было зафиксировано. И она говорила ему: «Нет-нет, Андрей Александрович, у меня записано, что вы говорили мне идти в ту сторону и занять такую мизансцену». В общем, от нее не скроешься. Гончаров ее очень любил, и отношение у него к ней было уникальное. Всем известно, что он был крикун. Мог и обидеть. С ним было очень сложно, а к Наташе он относился совершенно по-отечески, она даже называла его самого и его жену Веру Николаевну мамой и папой. Ей разрешалось очень многое, гораздо больше, чем другим. И он никогда на нее не кричал. Потому что она была его актрисой, и ему было очень легко с ней работать. Если его что-то не устраивало или он что-то хотел изменить в спектакле, сделать по-другому, она его понимала с полуслова. Она была очень гибкая. Это был редкий альянс актера и режиссера…
Еще момент. У очень многих артистов были разбиты судьбы из-за того, что им не разрешалось сниматься – у нас в этом отношении в театре был тяжелый режим. У Наташи в этом смысле была необыкновенная гармония. Из-за хорошего отношения к ней Гончарова, который понимал, какой у него драгоценный камень в труппе, ей удавалось сниматься очень часто. Там, где она хотела сниматься, там она и снималась. Я не знаю подробностей, просто вижу результат – у нее много киноролей. Вообще как человек талантливый и гибкий она могла играть абсолютно все. Зрители всегда ждали ее появления. В спектакле «Жертва века» по пьесе Островского у нее была дивная роль свахи, и мы понимали, что зрительный зал сидит и ждет ее появления. Как только раздавался безумный хохот свахи за сценой, и она выходила размашистой походкой властелинши – над сценой, над актерами, над всеми, то зритель просто млел. Конечно, она понимала свою значимость, но это у нее было очень органично, он никогда себя не выпячивала, никакого зазнайства или высокомерия. Любой талантливый и востребованный, влюбленный в свою профессию, человек он всегда трудоголик. Я смолоду запомнила изречение Петра Ильича Чайковского, что вдохновение – это та гостья, которая не любит посещать ленивых. Наташа всегда вдохновенно играла и никогда не была ленива. Вся ее жизнь была посвящена театру и вообще искусству.
Что же касается личного… У них была очень хорошая и долгая жизнь с Мишей – Михаилом Ивановичем Филипповым. И до этого у нее были какие-то свои привязанности и личная жизнь. Не могу сказать, чтобы она была со мной откровенна и делилась подробностями о своей личной жизни. Поэтому я не берусь судить об этом. Но успехом она пользовалась – конечно же. Ведь она была очень хороша, очень. Она была умна, остроумна, у нее был веселый нрав. Мне кажется, мужчинам не очень нравятся женщины-меланхолики, которые опускают нос и все время ноют и стонут. И это им не нравится, и то, и всем они недовольны. Мужчинам, по-моему, нравятся те женщины, которые всем довольны и которые без претензий. Наташа была очень сильная, властная, остроумная. И в то же время могла быть очень мягкой, женственной. Она была безумно хороша собой.
А еще Наташа обожала Москву. Я вот сужу по себе, когда уезжаю из Москвы и долго ее не вижу, то очень тоскую. Я люблю Москву очень, и у Наташи такая же любовь была. Я думаю, что у любого актера, у которого есть какой-то внутренний стержень, как у Наташи, тогда есть, что играть нас сцене, когда выходишь. Когда твоя душа заполнена какими-то важными чувствами, твоя душа по жизни – это и на сцене сразу видно.
Дмитрий Брусникин, актер и режиссер
– Наташа была настолько уникальная актриса и незаменимый человек, что ее место - в кино, в театре - до сих пор свободно, и его никогда никто не займет. У нее не было никакого амплуа, она могла быть и смешной, и красивой, и сексуальной, и какой угодно. Она была просто суперблестящей актрисой - правдивой, жизненной, вот и все.
Я работал с ней в «Петербургских тайнах» – это такой длинный исторический сериал режиссеров Леонида Пчелкина и Вадима Зобина. Ну а потом мы с Пчелкиным вдвоем сняли сериал «Саломея», где Наташа играла как актриса, а я уже был режиссером. Мы очень тесно общались, и у нас с ней сложились очень теплые отношения.
Уникальный человек уникален во всем, так и в работе Наташа тоже была уникальная. Она была абсолютно послушна, никогда не болела звездной болезнью, на площадке занималась делом, была всегда готова к работе. Наташа была суперпрофессионалом, любила порядок и точность, и требовала, чтобы каждый на площадке отвечал за свои дела.
Мне кажется, Наташа Гундарева выразила лучшие черты женского национального характера. При всей многогранности своего таланта она очень русская актриса, с глубоким, сердечным вживанием в судьбу и характер персонажа. Она понимала своих героинь не внешне, а внутренне, душевно и невероятно сопереживала им. Ну и, конечно, ее потрясающая доброта, сострадание и всепрощение. И конечно, чувство собственного достоинства. Наташа не позволяла никакого амикошонства. Мне кажется, это шло от ее понимание самой себя, той ниши, которую она занимает, своей значимости. Но это никогда не было зазнайством. Она была абсолютно доступна в общении. У нее было колоссальное обаяние, поэтому общаться с ней было одно удовольствие.
Раньше существовала такая традиция: когда актер заканчивал сниматься, он накрывал стол. В общем-то, никто этого правила уже не соблюдал, а Наташа продолжала это делать. Она накрыла столы, пригласила к столу осветителей, звукооператоров, режиссеров, артистов, массовку, и все отмечали ее последний съемочный день. Она была королевой - в театре, в кино, и в жизни.
Семь лучших ролей Натальи Гундаревой в театре и кино
1. Липочка в спектакле «Банкрот, или Свои люди – сочтемся»
2. Анна Доброхотова в фильме «Сладкая женщина»
3. Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон»
4. Катерина Измайлова в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда»
5. Надя Круглова в фильме «Однажды двадцать лет спустя»
6. Вера Николаевна Голубева – фильм «Одиноким предоставляется общежитие»
7. Леди Гамильтон в спектакле «Виктория?...»