Евгений Писарев: Давайте будем беречь свой дом
Как и любой сбор труппы, сбор труппы в Пушкинском театре начался с поздравлений - юбилеи, рождение детей, новые актеры и победы прошлого сезона. Надо сказать, что минувший год очень сильно встряхнул театр и выдвинул его в "первые ряды" зрительского и профессионального интереса. А потому в новом сезоне задача театру предстоит еще более сложная - этот интерес не только поддержать, но и "разогреть", в еще большей степени приковать к себе внимание. Собственно, если сложится все то, о чем говорил на сборе труппы художественный руководитель Евгений Писарев, то все у театра получится.
Сезон Пушкинский театр открывает сразу двумя премьерами: на Большой сцене - последняя премьера прошлого сезона - пластический спектакль "Дама с камелиями", а в Филиале - первая премьера этого года - "Две дамочки в сторону севера". Спектакль, который должен был выйти еще по весне в постановке Владимира Агеева и который в силу внутритеатральных причин выходит только сейчас в режиссуре Надежды Аракчеевой.
- Многие наслышаны о многострадальной судьбе этого спектакля, - говорит Писарев. - И вот сейчас благодаря самоотверженности театра, таланту и воле к победе двух актрис, этот спектакль все-таки рождается.
- Премьера - это всегда радостное событие, - признается актриса Вера Алентова, играющая в "Двух дамочках..." одну из двух главных ролей. - Тем более, в таком неожиданном спектакле - эта пьеса была признана лучшей во Франции. Она очень интересна и, прежде всего, тем, что написана на двух немолодых
дам, а это случается не часто. Интересна и тем, что это два интереснейших женских характера - очень разных, но очень притягательных. Так что сегодня у нас радость - премьера, которая к тому же совпала с открытием сезона.
Октябрьская премьера тоже состоится в Филиале театра, где Елена Новикова представит спектакль "Песни о Силе" по пьесе Любы Стрижак.
- Для нашего театра - это совершенно новый сценический язык, - поясняет художественный руководитель. - Даже само слово, сам жанр новый для нас - "сторителлинг".
Внове этот жанр будет и для зрителя театра им. Пушкина, которому на этот раз вряд ли удастся отсидеться за уютной "четвертой стеной", а напротив, ему, возможно, придется стать полноправным участником спектакля.
Еще до того, как пришло время артистам собираться после отпусков, часть из них отправилась в своеобразную экспедицию в Тверскую область, где с режиссером Декланом Доннеланом с головой погрузилась в мир шекспировской трагедии. Результатом этой экспедиции и репетиций, которые последуют вслед за ней будет премьера спектакля "Мера за меру", которая состоится на Большой сцене уже в конце ноября.
Самым важным событием 2014 года, безусловно, станет грядущий столетний юбилей Камерного театра. Правда, все основные праздничные мероприятия, будь то встречи, вечера и масштабный юбилейный спектакль,- запланированы на следующий сезон. Но уже в январе молодой режиссер Тимофей Кулябин, в прошлом году дебютировавший в Москве "Электрой" в Театре Наций, поставит пьесу американского драматурга Софи Тредуэлл "Машиналь".
- Честно говоря, я даже немного завидую, что не я ставлю эту пьесу, - признается Евгений Писарев, - настолько она хороша. Кроме того, это название для нас знаковое, ведь спектакль по ней был одним из самых известных у Александра Таирова, а для Алисы Коонен роль в нем была поистине знаковой.
кончательного распределения ролей пока нет - в пьесе порядка двадцати персонажей, но точно могу сказать, что в постановке будут заняты Александра Урсуляк, Владимир Моташнев, Сергей Миллер и Владимир Жеребцов.
Эта работа выйдет в конце января на Основной сцене, а дальше, в марте, премьеры снова вернутся в Филиал, где выпускник Леонида Хейфеца Антон Маликов выпустит "Кошку на раскаленной крыше" Теннеси Уильямса. Эта пьеса очень давно не появлялась на сценах московских театров - со времен легендарного спектакля "Маяковки".
- Это удивительная пьеса, - говорит Писарев, - удивительная своей откровенностью и остротой. Удивительная своей сопряженностью с нашей сегодняшней жизнью. Кстати, у нас она пойдет в новом, нецензурированном переводе.
Еще одна премьера Филиала - "Престол благодати" в постановке Олега Тополянского, а также, возможно, спектакль норвежского режиссера Йо Стромгрена. Последний, правда, предполагается выпустить на Большой сцене, но все будет зависеть от предстоящего ремонта.
Сам же художественный руководитель весной обратится к одной из лучших комедий мирового репертуара - к "Женитьбе Фигаро". Главные роли в этом спектакле сыграют Сергей Лазарев, Александра Урсуляк, Виктория Исакова и Александр Арсентьев.
Еще одно нововведения театра им. А.С. Пушкина - цикл вечеров, которые планируется проводить ежемесячно на сцене Филиала. Цикл под названием "Дни нашей жизни" будет включать в себя творческие встречи с артистами, поэтические и музыкальные вечера, юбилейные мероприятия и все то, что составляет жизнь театра. Начнется все в ноябре вечером Александра Арсентьева, которому исполняется 40 лет.
- Мне бы хотелось, чтобы эти вечера отражали дни нашей жизни, - обратился к актерам Евгений Писарев. - Многое будет зависеть от вашей инициативы, ведь во многом этот цикл именно для вас и придумывался.
Озвучив планы на сезон, художественный руководитель не удержался от темы, которая в том или ином виде поднималась на всех уже прошедших сборах трупп московских театров. Проблемы ответственности артистов перед своим домом. Писарев процитировал горькие слова Римаса Туминаса и добавил от себя, что его пугает эта прослеживающаяся тенденция разрушения репертуарного театра изнутри - своими же собственными руками.
- Я хочу, чтобы репертуарный театр менялся, но оставался репертуарным, - сказал Писарев. - Я сторонник репертуарного театра. Давайте будем его беречь. Не подводите театр. Пусть для вас всегда на первом месте будет театр им. А.С. Пушкина - ваш дом родной, а потом уже все остальное. Помните, что во всех остальных местах - вы всего лишь гастролеры, или же... делайте свой выбор.
Поймите, театр-дом сейчас приобретает все более и более реальное значение. Все, что происходит за окном, - тревожно и не слишком радует, поэтому цените и берегите свой дом. А мне, со своей стороны, очень хочется, чтобы ваша жизнь в театре, в этом доме, была интересна и творчески, и человечески.