Простая сила Инны Чуриковой
- Прынцесса! Нет, королевна! – подобные слова, пожалуй, каждая девочка и девушка слышит от своих близких. При взгляде же на Инну Чурикову их повторяла вся огромная страна. И если тогда, после премьеры «Морозко», к восхищению примешивалась некоторая доля иронии по отношению к героини, то сейчас, когда видишь актрису на подмостках, ошеломленно выдыхаешь: «Царица»…
К слову, и царицу сыграла Инна Чурикова. Вернее, озвучила. В картине «Романовы. Венценосная семья». Но озвучила так, что навсегда в зрительском восприятии связала себя с образом Александры Федоровны.
Но отнюдь не роли царственных особ превращают актрису в царицу. Все «проще» - она царит на подмостках. В любой, даже очень небольшой роли – своим появлением она затмевает всех. Как было, например, в спектакле «Варвар и еретик» по «Игроку» Достоевского, где Чуриковой досталась роль «бабуленьки». Она въезжала на сцену на коляске, и театральное время тут же теряло свою размеренную поступь, начиная выдавать залихватские «кренделя», по прихоти этой сильной и вздорной старушки-генеральши.
Когда думаешь о том или ином спектакле, где играла или играет Инна Чурикова, то прежде всего вспоминаешь именно ее – властную, всего несколькими словами, а то и взглядами, подчиняющую себе весь зрительный зал. Все-таки в театре это подчинение заметно куда сильнее, чем в кино. Тут каждая минута, проведенная актрисой на сцене, все крепче и крепче привязывает, привораживает зрителя, чтобы больше уже не отпустить. Пройдет время, забудется спектакль, возможно, забудется и роль актрисы, но, придя в театр снова – уже на другую постановку, - ты вспомнишь все и привяжешься еще сильнее.
Да, безусловно, именно кинематограф создал всеми любимую актрису Инну Чурикову, но если хоть раз довелось прийти в «Ленком» и увидеть ее на сценических подмостках, то это впечатление перекроет все виденное на экране. Слишком живая актриса Инна Чурикова – слишком много в ней сиюминутного, неуловимого, не поддающегося фиксации, но так хорошо улавливаемого завороженным зрительным залом.
И страшно подумать, что не предложи когда-то Марк Захаров популярной киноактрисе прийти к нему в молодой театр и сыграть простую и сильную своей простотой Неле в легендарном «Тиле», театральная биография Инны Чуриковой ограничилась бы эпизодическими ролями в ТЮЗе. Где чуть ли не самым крупным и ярким образом, созданном актрисой, была очередная Баба-Яга.
Простота и сила – вот те два качества, что с самых первых шагов были присущи почти всем героиням актрисы. Такой была Неле и Паша Строганова, Васса и Мамаева, Лизавета Прокофьевна и Филумена Мортурано. Такова и Бабушка в последней пока премьере Чуриковой – спектакле «Ложь во спасение» по знаменитой пьесе А. Касона «Деревья умирают стоя».
Простота и сила характера придают царственность воплощаемым ею образам. Эти самые качества, казалось бы, такие элементарные и непритязательные, что и говорить о них не стоит.
Однако именно они искони отличали великих русских актрис. Величественность, простота и сила – так писали о Марии Ермоловой. Так хочется писать об Инне Чуриковой. Актрисе, кстати, той же, щепкинской, школы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Инна Чурикова: "Я бы с радостью сыграла в комедии..."
В Доме-музее М.С. Щепкина (филиале Бахрушинского музея) открылась выставка «Свет-актриса Инна Чурикова». Экспонаты для нее предоставили театр «Ленком» и супруг актрисы Глеб Анатольевич Панфилов.
В экспозицию вошли театральные костюмы Инны Михайловны, эскизы декораций к постановкам, в которых она играла, а также видеоматериалы и множество фотографий. Среди них и снимки Чуриковой в детстве (на самом раннем из них будущей актрисе три года), и фото из фильмов и спектаклей, начиная с дебютного «Тиля» в театре имени Ленинского комсомола, и заканчивая постановкой «Аквитанская львица», которой актриса отметит свой юбилей 5 октября в «Ленкоме». (подробнее...)