Я вернусь: 15 знаменитых песен Игоря Талькова
Игорь Тальков родился 4 ноября 1956 года в деревне Грецовка Тульской области. Музыкой он увлекся еще в детстве, часами играя на сделанном из стула и кастрюль барабане. Первым же настоящим музыкальным инструментом Игоря стал баян, по классу которого он, между прочим, обучался в музыкалке. В общеобразовательной школе Тальков был участником ансамбля «Гитаристы» и руководил хором, а в старших классах сам научился играть на фортепиано, гитаре, бас-гитаре, скрипке и барабанах.
Писать песни Тальков начал в 1973 году, однако своей первой профессиональной работой сам Игорь считал композицию «Доля», датированную 1975 годом. Тальков страстно увлекался театром. Окончив школу, он поехал в Москву поступать в театральное училище, но из-за незнания романа Горького «Мать» не сдал экзамен по литературе.
В общем, путь Талькова в высшем образовании был тернист… В 1975 году он поступил на физико-технический факультет Тульского пединститута, но продержался там всего один курс. Потом был институт культуры в Ленинграде, но и там у Игоря не заладилось. В том же 1975-м Тальков на одной из площадей Тулы выступил с критикой Леонида Брежнева, за что и был отправлен служить в стройбат в Нахабино. В свободное время «неблагонадежный интеллигент» (так назвали Талькова после его тульского выступления) писал песни и репетировал с созданным им ансамблем «Звездочка».
После армии Тальков уехал на заработки в Сочи. Игорь нашел работу в варьете бас-гитаристом, а также много работал в сочинских и московских ресторанах. Тальков в своей книге «Монолог» отозвался об этом периоде предельно жестко: «Значительную часть своей творческой жизни я потратил на разбазаривание эмоций по кабакам, делясь сокровенными мыслями с пьющей и жрущей публикой за гроши, бросаемые широким жестом».
С 1976 года начались выступления на профессиональной сцене: Тальков гастролировал с группами «Апрель» и «Калейдоскоп». В 1984-м Игорь играл в группе, аккомпанировавшей Людмиле Сенчиной и работал аранжировщиком у знаменитого Стаса Намина. Два года спустя Тальков стал солистом созданной Давидом Тухмановым группы «Электроклуб»… Прорыв случился в 1987 году: песня Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Талькова попала на «Песню года», после чего к музыканту пришла настоящая популярность.
Но сам Тальков на какое-то время превратился в заложника одной песни, ведь большинство композиций, которые он писал, вовсе не были похожи на «Чистые пруды». Эту проблему Игорь решил радикально. Он ушел из «Электроклуба» и основал группу «Спасательный круг». С этим коллективом Тальков гастролировал по Союзу, а программа состояла из двух отделений: в первом игрались песни гражданской тематики, во втором – лирика.
В 1988 году Тальков участвовал в сборном концерте, организованном программой «Взгляд» в Лужниках. Игорь должен был спеть только песню «Примерный мальчик», но он совершенно неожиданно изменил программу, исполнив то, что сам посчитал нужным. Естественно, что выступление закончилось скандалом. Ведущие остановили концерт, а Тальков ушел со сцены.
Широчайшая популярность пришла к Талькову в конце 1989-го: клип на его песню «Россия» был показан в передаче Владимира Молчанова «До и после полуночи». Именно после этого аудитория узнала, что Тальков поет не только лирические песни типа «Чистых прудов».
Пик популярности Талькова пришелся на 1990-1991 годы. Советский Союз бился в предсмертных судорогах, и злободневные сочинения на гражданскую тематику находили необычайно живой отклик в стране. Игорь много гастролировал, неизменно собирая полные залы. С аншлагами проходили и его стадионные выступления.
Весной-летом 1991 года Тальков с группой «Спасательный круг» показывал спектакль-концерт «Суд». Концерты представляли собой суд над правителями советского государства. Сам Тальков рассказывал, что на одном из выступлений после прослушивания жестких социальных стало плохо партийному функционеру, его увезли в больницу с инфарктом.
В дни августовского путча Тальков выступал на Дворцовой площади в Петербурге. Последний раз на сцену Игорь Тальков вышел 5 октября 1991 года: в этот день он сыграл акустический концерт в Гжели.
Тальков был убит 6 октября 1991 года за кулисами петербургского дворца спорта «Юбилейный», когда там шел концерт звезд советской эстрады… Роковой выстрел в певца сделали во время спора из-за очередности выступлений. Сначала в убийстве обвинялся охранник певицы Азизы Игорь Малахов, но в 1992 году следствие установило, что стрелял директор Талькова Валерий Шляфман. К тому времени он уехал в Израиль, откуда его не выдали: с этой страной у России не было договора об экстрадиции. Дело об убийстве было приостановлено, но до сих пор не закрыто.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 15 самых известных песен Игоря Талькова.
1. Я вернусь (написана в 1990 году)
Песня о войне, которая непрерывно идет в России. Ей не видно конца и края, а тиран, объявивший войну стране, до сих пор не предан земле. Очевидно, что речь идет о Владимире Ленине и мавзолее на Красной площади.
2. Россия (написана в 1989 году)
Как и во всех песнях гражданской тематики, Тальков поет об имперской, царской России, в которой видит некий эталон:
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов
высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Теперь всего этого нет, и автор не может понять, как такая великая держава отдала себя на растерзание вандалам…
3. Летний дождь (написана в 1990 году)
Пожалуй, самая известная лирическая песня Талькова. В книге «Монолог» певец рассказывал, что любовь стала его ахиллесовой пятой. «Я влюблялся не однажды со всей силой земной страсти, но последняя была гибельной. Понял, что умру, если не смогу победить ее. ... И я ее победил», – писал Тальков.
4. Чистые пруды (написана в 1987 году, музыка Давида Тухманова, слова Леонида Фадеева)
Эту композицию написал не Тальков; музыка принадлежит Давиду Тухманову, слова – Леониду Фадееву. Но не упомянуть «Чистые пруды» в ряду самых известных песен Игоря Талькова просто нельзя. Ведь «Чистые пруды» прославили певца, на долгое время став его визитной карточкой.
5. Родина моя (написана в 1988 году)
Этой песней Тальков открывал «социальную» часть музыкального спектакля «Суд». Очередной антикоммунистический манифест, рассказывающей о звезде Люцифера, взошедшей над российскими куполами, и о великих сынах России, которые взирают на это с небес и льют слезы.
6. Бывший подъесаул (написана в 1990 году)
Песня основана на реальных событиях. В ней рассказывается о казачьем подъесауле Филиппе Миронове, перешедшего на службу к большевикам и расстрелянного в 1921 году.
7. КПСС (написана в 1990 году)
В этой жесткой песне Компартия уравнивается с немецкими нацистами, с СС. А на Красной площади лежит главный атеист (Ленин), и в мавзолее творятся страшные дела:
Рекой течет к нему толпа рабов,
Не зная, что туда же
По ночам заходит бес.
8. Памяти Виктора Цоя (написана в 1990 году)
Песня, написанная после гибели Виктора Цоя. Тальков поет о судьбе поэта, о его избранности, называя стихотворца божественным посланцем. И в конце – страшное предсказание своего собственного внезапного ухода из жизни.
9. Звезда (написана в 1985 году)
Композиция о музыкантах, достигших пика популярности и славы, но уставших от жизни. Тальков не говорил, о ком именно поет, но можно догадаться, что песня посвящена коллегам по зарождавшемуся в конце 80-х шоу-бизнесу:
Ты светишь себе, себе - и только,
Холодный твой свет не греет нисколько.
10. Господа-демократы (написана в 1989 году)
Песня-диалог автора с российскими общественными деятелями, революционерами, философами. Собеседниками героя выступают Герцен, Радищев, Чернышевский, Белинский и Маркс.
11. Стоп! Думаю себе (написана в 1988 году)
На протяжении всей песни герой пытается докопаться до правды об изменениях в политической жизни страны. Но каждый раз находит нестыковки и «загвоздки».
12. Моя любовь (написана в 1987 году)
Песня о внезапной влюбленности, накрывшей автора с головой. Он погружается в любовь, как в пучину, и не знает, что с ней делать:
Скажи, откуда ты взялась,
Моя нечаянная радость,
Несвоевременная страсть,
Горькая, а сладость?
13. Метаморфоза (написана в 1991 году)
Тальков поет о хамелеонах, которые удивительно быстро приспособились к перестроечным реалиям, к веяниям гласности. Комсомольцы переходят в шоу-бизнес, вместо значков с Лениным надевают на себя кресты. Естественно, что за этим фасадом пустота, ведь перестройка – чистой воды декорация:
Перестроиться не сложно,
Только вот ведь в чем беда:
Перестроить можно рожу,
Ну а душу - никогда.
14. Кремлевская стена (написана в 1988 году)
Герой песни рассказывает, сколько он предотвратил бы бедствий для своей страны, если бы он был Кремлевской стеной. Умная стена швырялась бы кирпичами во вредителей, и тогда все было бы другим:
Если б я был Кремлевской стеною,
Ведь другой бы была экономика,
И культура была бы иною.
15. Уеду! (написана в 1990 году)
Герой идет к заветной цели, к счастью. «По дороге» он расстается с иллюзиями, тратит нервы, а когда ему кажется, что вот он уже почти у цели, ожидаемого счастья не обнаруживается. И тогда он решает махнуть на все рукой и собирается уехать далеко. Теперь он будет искать покой. Найдет ли?