Наследники Парнаха отметили день рождения
Ему исполнился 91 год 1 октября. Именно в этот день, в час дня в 1922 году на сцене Центрального техникума театрального искусства (ГИТИС) в Малом Кисловском переулке состоялся первый в отечественной истории джазовый концерт.
Билеты стоили от полутора до десяти миллионов рублей. На афише значилось: «Первый в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрический оркестр — джаз-банд Валентина Парнаха». Лидер этого оркестра Валентин Парнах — поэт, музыкант, танцор, хореограф, основатель парижской литературной группы «Палата поэтов» — личность колоритная.
В 1910 году он был принят в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет в числе 45 евреев, «положенных» на всю Россию согласно процентной норме.
Одновременно с учебой он успевал заниматься музыкой под руководством Гнесина и драм-искусством в студии Мейрхольда. В 1915 году Парнах отправился во Францию, где прожил около шести лет.
В 1921 году в модном парижском кафе «Трокадеро» Парнах впервые слышит джаз в исполнении «Джазовых королей Луиса Митчелла». Эта музыка его потрясла. И коренным образом изменила направление его жизни.
Во второй половине августа 1922 года Парнах вернулся в Россию, привезя с собой комплект инструментов для джазбэнда (банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты). Его возвращение стало настоящей сенсацией. Вскоре «Известия» на первой полосе сообщали: «В Москву приехал председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с успехом в Берлине, Риме, Мадриде и Париже».
Только-только появившись в столице, Парнах создает джазовый оркестр — «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд Валентина Парнаха».
На рояле в ансамбле Парнаха играл будущий знаменитый киносценарист Евгений Габрилович, на ударных — актер Александр Костомолоцкий, на саксофоне — бывший полковой музыкантский воспитанник Мечислав Капрович, на контрабасе — Сергей Тизенгайзен. Габрилович вспоминал, что оркестр изобиловал экзотическими ударными, а также включал редкий инструмент флексатон.
Репертуар оркестра формировался с большими трудностями. Джазовых нот и пластинок в то время в нашей стране практически не было. Так что музыканты могли использовать только те темы и мелодии, которые кто-то из них случайно услышал в кино или по радио.
Были и более экзотичные способы: «Иногда на обложках нот романсов, — писал в своих воспоминаниях Габрилович, — издатели для завлечения, для рекламы помещали начальные строчки популярных тем. Эти мелодии, чаще всего не доведенные до конца, где-либо на восьмом-девятом такте оборванные, я пытался дальше как-то обрабатывать на свой лад».
Но не прошло и месяца репетиций, а Парнах уже стал искать случая выступить.
В результате первое выступление состоялось 1 октября 1922 года. В декабре 1922 года прошел второй концерт, на этот раз в Доме печати (ныне — Дом журналиста). Ну а летом 1924 года тот же оркестр играл для делегатов V конгресса Коминтерна.