Коварство и любовь: 5 известных драм Фридриха Шиллера
Место рождения знаменитого литератора – город Марабах-на-Неккаре. Отец Шиллера был полковым фельдшером, а, когда Фридриху исполнилось 5 лет, был назначен вербовщиком рекрутов. Семья переселилась в Лорх, где Шиллер и получил начальное образование у местного пастора. Учился будущий литератор три года, осваивая чтение, письмо на немецком и латыни.
В 1766 году семья вновь переехала, на этот раз в Людвигсбург. В этом городе Шиллер пошел в латинскую школу. Пять дней в неделю юноша занимался латынь, и в старшим классах, во время изучения творчества Овидия, Горация и Вергилия, интерес Шиллера к занятиям существенно вырос.
По окончании обучения Фридрих был отдан в военную академию и зачислен на бюргерское отделение юридического факультета. Однако с юриспруденцией у молодого человека не заладилось, и в 1776 году Шиллер перешел на медицинский факультет. В этот период он слушает курс лекций по философии известного профессора Абеля и решает посвятить себя поэзии. Шиллер увлекся творчество Фридриха Клопштока, а также поэтов движения "Бури и натиска" и сам начал писать стихи.
В 1780 году Шиллер окончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача без присвоения офицерского звания. Через год он закончил работу над драмой "Разбойники", которую пришлось издать за свой счет – печатать пьесу не захотел ни один штутгартский издатель. Одновременно с "Разбойниками" Фридрих Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений "Антология на 1782 год". За самовольную отлучку в Мангейм (там состоялась премьера «Разбойников») Шиллера посадили на гауптвахту и запретили писать ему что-то другое, кроме медицинских сочинений. После этого начинающий литератор сбежал из Штутгарта: под вымышленным именем он был вынужден поселиться в деревне под Мангеймом, где осенью 1782 года сделал первый набросок трагедии "Коварство и любовь". Пьеса была закончена в феврале 1783 года. Едва закончив одно произведение, Шиллер взялся за другое и сделал набросок исторической драмы "Дон Карлос".
Через год уже признанный драматург вступил в "Курпфальцское Немецкое общество", что дало ему права пфальцского подданного и легализовало его пребывание в Мангейме. Весной 1785 года Шиллер переехал в Лейпциг, а оттуда – в деревню под Дрезденом. Здесь закончен "Дон Карлос", начата новая пьеса "Мизантроп", дописаны "Философские письма".
21 августа 1787 года произошел знаковый для Шиллера приезд в Веймар: в этом городе, центре немецкой литературы, автор "Разбойников" знакомится с Виландом, Гердером и Гете. Примерно в этот период выходит первый том "Истории падения Нидерландов", который приносит автору славу выдающегося ученого-историка. В 1789 году Шиллер переехал в Йену, чтобы преподавать в университете. Вступительная лекция "Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают" прошла с огромным успехом, студенты устроили овацию. В дальнейшем литератор также читал курс лекций по трагической поэзии и всемирной истории.
Зимой 1791 года Шиллер заболел туберкулезом: теперь он уже не всегда мог работать в полную силу, однако болезнь не помешала ему закончить свое
Самое значительное философское произведение – "Письма об эстетическом воспитании человека". Вскоре Шиллер пригласил выдающихся немецких писателей и мыслителей к сотрудничеству в новом журнале "Оры". Планы у него были далекоидущие – объединить лучших писателей Германии в литературное общество.
В 1795 году Шиллер написал цикл стихов на философские темы: "Поэзия жизни", "Танец", "Разделение земли", "Гений", "Надежда". Поэт говорит о гибели всего прекрасного в грязном, прозаическом мире.
В 1799 поэт и драматург вернулся в Веймар, где вместе с Гете основал Веймарский театр. В это время он, наконец, пишет "Марию Стюарт", над сюжетом которой думал почти 20 лет.
В последние годы жизни Шиллер подолгу болел, помимо туберкулеза, он страдал хроническим воспалением легких. 9 мая 1805 года Шиллер скончался в возрасте 45 лет.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 5 известных драматических произведений Фридриха Шиллера.
1. "Разбойники" (написана в 1781 году)
Это первая драма Шиллера. Пьеса вышла анонимно, и вскоре была поставлена в Мангейме, одной из лучших театральных трупп. На триумфально прошедшей премьере присутствовал и сам Шиллер. К тому времени имя автора произведения уже стояло на афише и не составляло ни для кого тайны. Пьесу предваряет латинский эпиграф "Против тиранов", и это сразу дает понять читателю, что пафос "Разбойников" направлен против тирании в любых проявлениях.
Сюжет заимствован Шиллером из разных источников, главным из которых послужила повесть Шубарта "К истории человеческого сердца". В целом противопоставление двух братьев – внешне добропорядочного, на деле лицемерного и подлого, часто встречается в литературе XVIII века. Еще один важный мотив – тема "благородного разбойника" – отсылает к знаменитым балладам о Робин Гуде. Кроме того, мотив этот имеет и реальную подоплеку: в Германии в то время стихийно возникали банды разбойников.
Главный герой драмы, Карл Моор, противопоставляет себя обществу, которое он не принимает из-за фальши, лицемерия, эгоизма и корысти, сначала носит лишь декларативный характер. После письма от брата Франца, где сообщается о проклятии отца, Карл становится атаманом разбойников, представляющих собой молодых людей, утративших надежду найти себе место в насквозь прогнившем обществе. Особенно характерна история дворянина Коссинского. Его бросили в темницу, чтобы некий князь смог овладеть его невестой.
Сам Карл раздает награбленное беднякам. При этом разбойник беспощаден тем, кто сеет произвол: к княжескому фавориту, к священнику, скорбящем об упадке инквизиции, к торгующему должностями советнику. В конце пьесы Карл Моор убеждается, что насилие насилием не победить, а его товарищи пролили немало крови невинных, и сдается властям.
Полная противоположность Карлу – его младший брат Франц. Его гложет зависть к Карлу – любимцу отца и наследнику графского титула. Убрав с дороги Карла, Франц торопит смерть старика-отца.
На антитезе построена вся пьеса. Друг другу противопоставляются, например, два священника: коварный католический патер и благородный протестантский пастор. Контрастен и язык Шиллера: так, лирические и страстные монологи Карла Мора чередуются с грубой речью разбойников.
2. "Коварство и любовь" (написана в 1783 году)
В "мещанской трагедии" Шиллер снова обратился к злободневной тематике. Проблема деспотизма, всесилия фаворитов и бесправия рядового человека тесно переплетается с нравственной проблемой. В данном случае речь о барьерах, которое воздвигает сословное разделение между любящими. Любовь дворянина Фердинанда фон Вальтера к Луизе, дочери мещанина Миллера, немыслима с точки зрения сословного деления, кроме того, она мешает планам отца Фердинанда – президента, могущественного сановника. Он хочет женить сына на любовнице герцога леди Мильфорд.
Интриги плетет секретарь президента Вурм (с немецкого его фамилия переводится "червяк"). Поставленная перед выбором – смерть или пожизненное заключение для отца – Луиза пишет любовное письмо ничтожному гофмаршалу. Это фальшивое любовное послание подбрасывают Фердинанду, чтобы доказать ему неверность Луизы. Но развязка оказывается трагичной, не такой, как хотел президент: Фердинанд и Луиза умирают.
Мещане в пьесе являются носителями чести и нравственности, которые чужды президенту, гофмаршалу и другим сановникам. Собственно, высокая нравственность не позволяет Луизе нарушить данную Вурму клятву и рассказать правду Фердинанду.
3. "Дон Карлос" (написана в 1787 году)
"Дон Карлос" стал первой драмой Шиллера, написанной стихами. В пьесе рассказывается о борьбе народа Нидерландов против испанского ига, протестантов против католиков-угнетателей. На примере исторических событий Шиллер поднимает проблему свободы мысли. Само понятие свободы претерпевает трансформацию, предстает в некой "идеальной" плоскости. Сама революция в драме не показана, действие происходит при испанском дворе, а о событиях в Нидерландах читатель узнает из рассказов главного героя – маркиза Позы. Главным оружием борьбы за идеалы свободы становится слово: маркиз Поза пытается смягчить фанатичного короля Филиппа II, убеждает жестокого монарха дать свободу Нидерландам.
Однако все усилия Позы разбиваются о козни герцога Альбы и королевского духовника, иезуита Доминго. Шиллер мастерски создает образ короля-тирана, одинокого и окруженного льстецами и интриганами. Они гасят вспыхнувший в Филиппе проблеск доверия в Позе, который идет на гибель, чтобы спасти сына короля дон Карлоса.
Маркиз Поза – один из самых идеальных героев Шиллера. Это самоотверженный друг, отважный борец за идеалы свободы, который тем не менее признает, что его столетие «для идеалов не созрело».
4. "Мария Стюарт" (написана в 1801 году)
Эта шиллеровская пьеса примечательна тем, что к ней наиболее часто обращались в театрах. Мария и Елизавета Английская изображены не как носители политических и религиозных идей (католической реакции и передового протестантизма), а как нравственные антиподы. Елизавета – мудрая, но безнравственная правительница, заботится о благе государства, но одержима завистью и жаждой власти. Мария – страстная и грешная, искренняя в своих порывах, преступная и вершащая над собой суд. Она готова смириться перед неизбежной казнью, но не терпит унижения своего человеческого достоинства. Таким образом, Мария очищается через страдание и возвышается над торжествующей Елизаветой. Судьба Марии ясна с самого начала трагедии, и происходящее действие не может изменить ее участи.
5. "Вильгельм Телль" (написана в 1804 году)
В данной драме Шиллер обработал сюжет швейцарской хроники о герое народной легенды, стрелке Телле. В восстании швейцарцев против австрийского гнета борьба за свободу показана как общенародное дело. Каждый участник клятвы на Рютли (место, где три швейцарские коммуны поклялись о взаимопомощи и поддержке) одновременно и выразитель народного протеста, и индивид.
Вильгельм Телль, который в начале пьесы предстает спокойным и сдержанным, вырастает затем в народного борца и мстителя жесткому наместнику из Австрии. Душевной перелом происходит у Телля под влиянием ужасающего требования наместника – выстрелить в яблоко на голове своего сына.