Юрий Яковлев: «Как ничтожно мала граница между жизнью и смертью…»
У портрета Юрия Васильевича в траурной рамке – живые, его любимые цветы. Здесь, в театре, названном именем его друга, Юрий Васильевич любил бывать, всякий раз приезжая в Петербург. В театре на Петроградской, которым руководит еще один старинный друг Яковлева – Рудольф Фурманов, московский артист получил премию «Фигаро» имени Андрея Миронова и был удостоен необычного и высокого титула «Актер милостью божьей». В этом театре ставил спектакли сын артиста – талантливый театральный режиссер Антон Яковлев. Здесь состоялась и памятная, увы, последняя беседа нашего корреспондента Михаила Садчикова с великим артистом.
- Юрий Васильевич, ваш друг Рудольф Фурманов рассказывал мне, что вы с ним просто чудом остались живы, когда спешили на одну из творческих встреч и попали в ДТП под Ленинградом…
- Дело было зимой. Выступать предстояло в Зеленогорске и Сестрорецке. К вечеру подморозило, и скользкая дорога на повороте вынесла машину в глубокую обочину.
Я сидел на переднем сиденье, легкомысленно не пристегнутый ремнями безопасности, и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Передо мной проплыли верхушки деревьев, облака… А потом – удар, тишина и странное состояние положения вниз головой. И тут я услышал звук какой-то струи. Первая мысль – бензин, сейчас все взорвется. Дверь заклинило, окно не опустить. Вдруг подбежали люди: «Держитесь, мы сейчас мы поможем!»
Вдоль шоссе гуляли отдыхающие из санатория, которые, почуяв неладное, поспешили на выручку. Нас вытащили перепуганных, с окровавленными лицами. Струя оказалась талым снегом. Авария оставила мне и моей партнерше актрисе Элле Шашковой по шраму на лбу, а Рудик и шофер отделались испугом. Пока разбирались с милицией и докторами, какой-то «добрый» человек уже передал информацию в Москву, что с актерами случилось что-то страшное. Потом мне рассказала моя супруга, что в Театре Вахтангова решили, что мы попросту погибли. Принялись звонить в Ленинград, супруга моя дозвонилась Фурманову и услышала, что все живы. А потом встречала мужа на вокзале, где моя забинтованная голова заставила ее плакать и смеяться.
Кстати, это не единственная моя авария… Были и другие случаи из разряда убедивших меня, что действительно я храним кем-то Свыше.
- Вот как! Расскажите, пожалуйста, подробней!
- Вот еще одна история. В мае 1961-го, за полгода до рождения Алеши (сына от брака с актрисой Катей Райкиной, дочери сатирика Аркадия Исааковича Райкина. – прим. М.С.) мы с женой отправились на гастроли в Ленинград. Я был за рулем, дорога неблизкая, после бессонная ночи я задремал, и машина съехала в кювет. Удар, потеря сознания, очнулся я, лежа в воде. Вокруг плавали диковинные «растения», что при ближайшем рассмотрении оказались мои собственными галстуками, выпавших из чемодана. Моя жена спала крепким сном, толком ничего не поняла. К счастью, она почти не пострадала. А у меня – сотрясение мозга и трещина в ключице! Санитары «скорой помощи», взглянув на нашу машину, долго удивлялись моему чудесному спасению. Его действительно можно было назвать невероятным везением, ведь видавшие виды санитары «скорой помощи», взглянув на искореженную машину, первым делом спросили: «А где трупы?»
Отвезли нас в больницу – рядом оказался большой поселок Крестцы (смешно, но перевернулись мы у села Крестцы!), осмотрели, сделали рентген. После всего этого мы взяли такси до Ленинграда и добрались-таки до квартиры Райкиных на Кировском проспекте. Все бы ничего, но у меня на носу были съемки в фильме «Девять дней одного года» у великого режиссера Михаила Ромма… Съемочная группа фильма волновалась, сколько мне понадобится времени, чтобы выздороветь. Врачи пошутили, узнав об этой ситуации: «Не менее девяти дней!» К сожалению, это оказалось чистой правдой – требовалось полторы-две недели на лечение… Я думал, управлюсь, но дня через два раздался звонок со студии, что сроки съемки строго определены с Госкино, средства выделены, ждать просто невозможно, пришлось взять другого артиста. Им оказался не кто иной, как Иннокентий Смоктуновский… И все же я не стал кусать локти. Значит, судьба так распорядилась: отняв у меня возможность сняться у великого Михаила Ромма, дала шанс еще пожить на этом свете, а значит творить дальше…
И я действительно верю, что во всех случаях, которые давно могли прервать мою жизнь, меня хранил его Кто-то Свыше. Хранил и одновременно предупреждал – как ничтожно мала граница между жизнью и смертью, и как надо благодарить Бога за оставленные ему дни. Благодарить не только за себя, но и за тех, кто был рядом и тоже спасся…
- Зато потом судьба подарила вам возможность сыграть Ипполита в фильме «Ирония судьбы», где вы заменили уже назначенного на эту роль Олега Басилашвили…
- Точно, все так и было. У Олега в тот момент ушел из жизни отец, и Эльдар Рязанов срочно вызвал меня. Я и представить момент, что эта роль, казавшаяся мне весьма незначительной, будет «преследовать» меня всю жизнь. До сих пор слышу вслед: «Глядите, Ипполит пошел!» Ну а самый популярный вопрос у зрителей на творческих встречах и у журналистов на интервью: «Вы снимались в своем пальто под душем, когда тепленькая пошла?» Вот и думай: что важней для популярности, сыграть Мышкина или постоять в пальто под тепленьким душем?
- Юрий Васильевич, вы ведь еще и театральную династию Яковлевых создали…
- Мой сын Антон Яковлев стал талантливым режиссером, чьи спектакли идут в лучших театрах Москве и Петербурга. Мы давно хотим поработать вместе. Алена много играет в театре, снимается в четырех или пяти картинах сразу. Трудоголик! Подрастает внучка, моя любимая Машенька.
- Вы ведь были весьма любвеобильны в молодые годы… А потом раз и навсегда остановились на Ирине, хоть она не актриса, не режиссер, не продюсер... Что же нашли в ней особенного?
- Женщины такие разные и все по-своему прекрасные. Но моя жена – особая. Я по природе своей не отличаюсь борцовскими качествами, умением пробиваться в жизни, защищаться от несправедливости и подлостей. А моя Ирина обладает сильным характером и умением в нужный момент защитить, оградить от проблем. При всей женственности она обладает мужским умом, заставляющим порой меня даже досадовать на ее железную логику и проницательность. Ну а я «неисправим»: по-прежнему люблю людей, хоть и нередко обманываюсь. Приезжая с гастролей, съемок, из санатория, начинаю рассказывать жене, каких прекрасных людей повстречал. Она смеется: «У тебя все прекрасные, добрые, удивительные». Может быть, это мое заблуждение, но так хочется в это верить. Многие говорят, что у них много врагов и завистников, а я вот никогда не ощущал зависти или откровенной неприязни по отношению к себе. И сам платил людям тем же.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Юрий Яковлев: "Я люблю людей, и они мне платят за это добром"
У каждого большого актера есть своя заветная тема в искусстве. Творчество Юрия Яковлева впечатляет разноплановостью и широтой спектра сыгранных им ролей, но все-таки главный его герой - это интеллигентный человек с нравственными принципами и исканиями, всегда, при любых обстоятельствах, отстаивающий свое человеческое достоинство.
Его талант проявлялся в каждой роли, будь то работа в театре или кино, на радио или телевидении. "Истинный вахтанговец, может играть все — от трагедии до водевиля", — сказал когда-то о нем Рубен Николаевич Симонов. Действительно, на сцене и на экране артист был раскован, жизнелюбив, неистощим на выдумки, он перевоплощался в своих героев легко и непринужденно. Трогательный князь Мышкин в картине "Идиот", храбрый поручик Ржевский из "Гусарской баллады", Иоанн Грозный и управдом Бунша в комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", незадачливый Ипполит из "Иронии судьбы или с легким паром" - все персонажи Юрия Яковлева, комические и драматические, ироничные и мудрые, исполнены добра и человеколюбия, поэтому близки и понятны зрителям. Как с добрыми знакомыми, с ними хочется встречаться вновь и вновь. (читайте также)
ЦЕРЕМОНИЯ ПРОЩАНИЯ С ЮРИЕМ ЯКОВЛЕВЫМ
ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ АКТЕРА ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА