Похищение Европы: 10 знаменитых шедевров Валентина Серова
Валентин Александрович родился в 1865 году в Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой. Художественные способности проявились у него ещё в раннем детстве. Первым учителем мальчика был художник-офортист А. Кемпинг, позже – Илья Репин. Уроки проходили в Париже, Москве и Абрамцеве. В 1880 году, после поездки в Запорожье, Репин направил Серова в петербургскую Академию художеств, где его наставником стал Павел Чистяков.
В Абрамцеве и Домотканове Серов создал свои знаменитые портреты: "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем"), наполненные особой одухотворенностью и поэтичностью. За "Девочку с персиками" он был награждён премией Московского общества любителей художеств, а второй портрет купил для своей коллекции Павел Третьяков.
В конце XIX века Серов много и увлеченно работал, создавая произведения, ставшие позже классикой русской живописи. Во время революции 1905 года, когда он стал свидетелем расстрела рабочих, художник в знак протеста против действий правительства покинул Академию художеств. В мае 1907 года Серов отправился в Грецию, которая произвела на него большое впечатление своими памятниками и скульптурами. В 1910 году им написано полотно "Похищение Европы" и несколько вариантов "Одиссея и Навзикаи". Жизнь талантливого живописца оборвал приступ стенокардии - 5 декабря 1911 года Валентина Серова не стало.
В день памяти мастера "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку его самых известных работ.
"Девочка с персиками" (Портрет В.С.Мамонтовой) (1887)
На портрете изображена 12-летняя дочь Саввы Мамонтова Веруша. "Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров", - вспоминал Серов. В 1896 году Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один портрет Веры ("Девушка с кленовой веткой").
Портрет Прасковьи Мамонтовой (1887)
На картине изображена дочь русского издателя Анатолия Мамонтова и кузина его дочери Веры. 26 ноября 2012 года на торгах аукционного дома Sotheby's в Лондоне картина была продана за неизвестному покупателю 1 миллион 951 тысячу долларов. Изначально произведение оценивалось в 300-500 тысяч фунтов.
"Море в Венеции" (1887)
К Венеции русские художники всегда относились с особым трепетом. Свою любовь к этому удивительному "плавучему" городу Серов передал в лучших традициях импрессионизма.
"Девушка, освещённая солнцем" (Портрет М.Я.Симонович) (1888)
Серов писал портрет своей двоюродной сестры Машеньки Симонович в усадьбе Домотканово, под сенью деревьев и играющими лучами солнца. Портрет насыщен сочными красками лета, в дальнем плане картины теплым солнышком ярко освещена поляна на фоне леска, что контрастирует с тёмно-зеленоватыми тенями травы. Взгляд у девушки слегка задумчивый, румянец на её щеках подчеркивает её молодость и невинность. "Девушка, освещённая солнцем» вызвала много восторженных откликов у одних критиков и резкое неприятие у других, критиковавших Серова за оттенок импрессионизма. Сам художник считал это произведение одной из лучших своих работ. Художник Игорь Грабарь в монографии "Валентин Серов" рассказывал о том, как незадолго до кончины Серова они долго стояли перед портретом в Третьяковской галерее, пристально рассматривая полотно и не говоря ни слова. Потом художник махнул рукой и сказал: "Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся..."
Портрет Константина Коровина (1891)
В середине 1880-х годов Коровин стал активным участником Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка, в котором состоял его будущий ближайший друг Серов. Впоследствии друзья совершили путешествие на Север в составе экспедиции, снаряженной Саввой Мамонтовым, создав великое множество пейзажей. Тёплые отношения они сохраняли до смерти Серова в 1911 году.
Портрет И. И. Левитана (1893)
В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображён именно художник (хотя известно, что Исаак Ильич также позировал в своей мастерской). Здесь Серов выбрал манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона и суховатую живопись. "Трезвая" реалистическая живопись призвана уверить, что это - не сочиненный романтический "образ" разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи.
"Коронация царя Николая II Александровича" (1899)
Таинство Миропомазания императора в Успенском соборе художник изобразил как красочное, зрелищное празднество. Царские сановники образуют движущуюся процессию. Эполеты, орденские ленты, хоругви, церковное золото празднично играют в потоках мерцающих свечей. Первый биограф художника Игорь Грабарь был поражён отсутствием в этих портретных набросках всякой официальности - эскиз был слишком далёк от помпезных и торжественных композиций, изображавших царственных особ.
Портрет Марии Акимовой (1908)
Этот портрет стал настоящей сенсацией на художественной выставке 1909 года, а в 1928 году был подарен самой княгиней Национальной галерее Армении. "Столь удавшееся невероятно трудное сочетание красного с синим задумано художником для вящего выделения восточного колорита красивого лица. Получилось нечто экзотическое, пряное, восхитительно-сказочное по общей гамме, сильной, звучной и радостной. Серов был очень удовлетворен портретом. Когда мы как-то беседовали за столом на тему о лучших его произведениях, он взял карандаш и написал названия пятнадцати лучших, по его мнению, вещей, когда-либо им исполненных, и здесь в числе первых пяти оказался и портрет Акимовой. О эта линия руки, складка платья, узор материи!", - писал о картине Игорь Грабарь.
Портрет Иды Рубинштейн (1910)
В этой работе нашла отражение тема «жизни напоказ», увлекавшая художника в поздний период творчества. В Иде Рубинштейн, знаменитой танцовщице и актрисе, чья жизнь проходила под пристальным вниманием публики, Серов увидел воплощение Древнего Востока. "Монументальность есть в каждом её движении, — восхищался художник, — просто оживший архаический барельеф". В работе над портретом художник использовал новые изобразительные средства, близкие к модернизму. Полотно экспонировалось на выставке "Мира искусств" в 1911 году и на международной выставке в Риме, однако по достоинству было оценено лишь после его смерти.
"Похищение Европы" (1910)
Идея написать эту картину пришла Серову во время его поездки в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца. Используя характерный для эстетики модерна приём стилизации, Серов создал далекую от академических канонов версию античного сюжета. В колористическом решении он также отступил от традиции, использовав ту гамму, которая привлекала его в тот период. Вопреки сложившимся в искусстве представлениям, быка он сделал не белоснежным, а рыжим. Многие исследователи сходятся в том, что в "Похищении Европы" Серов нашёл не только свой новый изобразительный язык, но и открыл новый вариант утверждавшегося художественного стиля.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Все краски счастья: 7 знаменитых шедевров Константина Коровина