Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Танец подсознания: 3 основных этапа в творчестве Джексона Поллока

Развлечения

Искусство Поллока стало для США тем, чего в то время не хватало мировой державе, лидирующей во всём: в вооружениях, спорте и дипломатии. Он стал первым художником, заложившим основы развития авангарда в американском искусстве.

Огромный вклад Поллок внёс не только в американское, но и в европейское искусство второй половины XX века. Новаторство художника заключалось в том, что он изобрёл особый метод нанесения красок – путём их хаотического разбрызгивания по большому холсту. Делая это намеренно случайным образом, он выражал свои эмоции и чувства на уровне подсознания, в спонтанных формах, не организованных логическим мышлением, путём погружения "внутрь" живописного процесса. В 1973 году его работа "Выгляди как обезьяна" (1952) была продана за два миллиона долларов, что на тот момент было рекордной суммой за произведение современного искусства.

"Вечерняя Москва" вспоминает важные этапы формирования личности идеолога абстрактного экспрессионизма.

1. Американская мечта наяву: от лассо к кисти

Жизнь Поллока похожа на историю воплощения американской мечты. Младший из пяти сыновей разнорабочего из Вайоминга и властной матери, вечно кочующих вместе с детьми по бескрайним просторам американского Среднего Запада, рос как обычный ковбойский парень. В детстве в результате несчастного случая он лишился фаланги большого пальца. Из школ парня постоянно выгоняли за плохое поведение и отсутствие прилежания. Однако тяга к искусству была непобедима. В Аризоне, где семья в конце концов обосновалась, он стал учеником Высшей школы прикладных искусств, правда в итоге молодой бунтарь был исключён и оттуда. После этого Поллок вместе с братом отправился в Нью-Йорк, перебивался случайными подработками, но продолжал заниматься искусством. На тот момент его вдохновляли мексиканские муралисты Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско, воспевающие монументальные формы, революционные мотивы и национальные традиции индейцев. Молодому Поллоку, полному любви к жизни американского Среднего Запада, где он вырос, был близок и риджионализм Томаса Бентона, ставшего его первым учителем живописи в Нью-Йорке. Эпизоды из жизни сельского населения Штатов и волнистая художественная ритмика прослеживались в самых ранних картинах Поллока. После знакомства с творчеством Пабло Пикассо и сюрреалистов, стиль Поллока изменился: стало появляться больше символизма и абстракции, однако осталась любовь к масштабным форматам. Влияние на стиль художника оказывали также увлечение мистицизмом и теософией, психоанализом и учением Юнга.

В 1943 году состоялась судьбоносная для уже перешагнувшего 30-летний рубеж Поллока встреча. Пегги Гуггенхейм, создательница и вдохновительница знаменитого Музея Соломона Гуггенхейма, впечатлённая работами художника, показала на выставке его картину "Стенографическая фигура", а затем помогла в организации первой персональной выставки художника. Критика с воодушевлением встречала новое имя. Следующей значительной работой "ковбойского парня" стала "Волчица" (1943), купленная Музеем современного искусства (MoMA), что было несомненной удачей для начинающего художника. Тогда же стали появляться первые публикации о нём. Началась новая ступень в его творческом развитии.

Новаторство Поллока заключалось в том, что он изобрёл особый метод нанесения красок на холст Новаторство Поллока заключалось в том, что он изобрёл особый метод нанесения красок на холст / Фото: wikipedia.org

"Волчица" (1943)

2. Джек-разбрызгиватель: изобретение уникальной техники

Казалось, что 1938—1944 годы, когда было написано большое количество успешных работ Поллока ("Мужское и женское", "Женщина-луна, разрезающая круг", "Голубое (Моби Дик)") - пик творчества художника. Однако все эти картины были лишь цепочкой на пути к зарождению новой методики и перехода к абстрактному экспрессионизму. В 1944 году Поллок женился на молодой художнице-абстракционистке Ли Краснер. В 1945 году молодожёны поселились в двухэтажном фермерском доме в Спрингсе, небольшом местечке в сельской местности. В сарае около дома, где Поллок обустроил свою мастерскую, и началось зарождение его великой методики. С 1947 года художник работал исключительно на холстах огромного размера, расстеленных прямо на полу. аотично перемещаясь вокруг холста, художник разбрызгивал краску прямо из банок или кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Для направления потоков красок на холсте он использовал канатные верёвки, мастихин и нож. Сами краски были перемешаны с песком и битым стеклом, для придания рельефности и текстуры живописному полотну. Движения художника, начинавшиеся как медленные вдумчивые перемещения, постепенно приобретали ритмику и стремительность, принимая характер мистического ритуального танца.

Имея в голове определённую задумку будущей картины, в процессе работы художник отпускал логический контроль над ним, запуская в ход силы подсознания, высвобождающиеся в акте творения. Таким образом, сочетая управляемое и неуправляемое, он давал свой ответ на извечный вопрос – что такое произведение искусства. Согласно Поллоку, ответ таков: произведение искусства есть момент творчества. А художественное полотно есть результат экспрессии скрытых эмоций, активизированных моментом творчества. "Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берёшь и отдаешь", - так художник описывал свою технику.

Техника Поллока восходила к шаманским индейским практикам и ритуальным импровизациям индейцев племени навахо, создающим изображения из цветного песка на манер тибетской мандалы. Такие песчаные картины уничтожались сразу же после создания, что демонстрировало тот же принцип – священную роль непосредственного акта творения. Именно за эту технику, названную впоследствии капанием или разбрызгиванием, художник получил кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper). Хотя сам он предпочитал термин "льющаяся техника".

3. В плену порока: последние годы

Первая выставка работ Джексона Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 году стала настоящей сенсацией и имела большой финансовый успех. Художник смог приобрести мастерскую большего размера. В 1949 году журнал Life Magazine назвал его величайшим американским художником. В 1950 году Поллок создал одну из самых известных серий из шести работ, среди которых знаменитый "Осенний ритм". Всё складывалось как нельзя лучше: деньги, слава и почёт оказались в руках Поллока.

Танец подсознания: 3 основных этапа в творчестве Джексона Поллока Фото: wikipedia.org

"Осенний ритм" (1950)

Постоянные депрессии и алкоголизм продолжали сопровождать художника как в периоды застоя, так и в периоды подъёма. Вместе со славой пришла необходимость действовать по законам арт-бизнеса. Поллок писал всё больше работ, направленных на коммерческий успех, и они действительно пользовались большим спросом со стороны коллекционеров. Однако это всё сопровождалось стрессом и депрессией. После 1951 года работы Поллока стали более мрачными по цветам и ощущениям. Последние работы художника, созданные в 1953 году, оставляет сильное впечатление: пространство картины "Синие столбы" разрушают тёмно-синие трещины, а на картине "Глубина" перед нами почти абсолютная пустота, прорезанная глубокой брешью тьмы.

Танец подсознания: 3 основных этапа в творчестве Джексона Поллока Фото: Art-loud.com

"Синие столбы" (1953)

11 августа 1956 года 44-летний Поллок погиб в автокатастрофе, находясь за рулём своего авто в нетрезвом состоянии. Его жизнь и творчество продолжали и продолжают вызывать живой интерес, им посвящены документальные фильмы "Джексон Поллок" (1987), "Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде" (1999), "Что за хрен этот Джексон Поллок?"(2006), а также игровой фильм "Поллок" (2000). Имя художника стоит на одной из самых дорогих картин в мире: "Номер 5, 1948" была продана на аукционе "Сотбис" в 2006 году за 140 миллионов долларов.

Танец подсознания: 3 основных этапа в творчестве Джексона Поллока Фото: Alpari.ru

"Номер 5, 1948" (1948)

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.