Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

"Тишайший" из бунтарей: 5 лирических пейзажей Альфреда Сислея

Развлечения

Один из самых видных представителей импрессионизма, мастер прекрасных гармоничных пейзажей, сегодня Сислей незаслуженно забыт. Слава не сопутствовала ему и при жизни. Между тем, он был хорошим другом Огюста Ренуара и Клода Моне, которые высоко ценили его талант. Возможно, ему не дано было познать большого успеха потому, что он не изобрёл великих техник светописи и других новаторских приёмов, а изображал непритязательные пейзажи окрестностей Парижа в сдержанной цветовой гамме. Однако именно это позволяло передать подлинную атмосферу Иль-де-Франса с её особой прозрачностью воздуха и мягкостью природы. Картины Сислея полны той простой, приятной глазу спокойной лиричности, которая всегда будет нужна человеческому сердцу. Хотя бы поэтому место "тишайшего" из бунтарей, как его называли, в импрессионизме – значительно и велико.

Альфред Сислей появился на свет 30 октября 1839 года в Париже в семье коммерсанта, британского подданного, занимающегося продажей шёлка. Любовь к искусству перешла к мальчику от матери, которая была известна в обществе как настоящий ценитель и знаток музыки. Отец хотел, чтобы сын продолжил семейное дело – в 1857 году он отправил его учиться коммерции в Лондон, однако юноша делал упор на изучении живописи. В то время он был очарован Уильямом Тёрнером и Джоном Констеблем. Полный желания посвятить себя искусству, Альфред снова вернулся в Париж в 1862 году. Вскоре он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с другими молодыми импрессионистами: Клодом Моне, Камилем Писсарро и Огюстом Ренуаром. Молодых новаторов, работавших не в студии, а на пленэре, не сразу приняли критики и публика.

В 1866 году Сислей женился на Мари Эжени Лекуэзек и у них родилось двое детей. К концу 1860-х годов художник наконец начал выставляться, но без особого успеха и признания. Поддерживать достойную жизнь своей семье Сислею помогала постоянная финансовая поддержка отца. В 1870 году вспыхнула Франко-Прусская война, в результате которой обанкротился его отец, и единственным средством существования для художника стала продажа его произведений. В течение оставшейся части своей жизни он будет терпеть лишения и нищету, а ценность его картин в денежном выражении существенно возрастёт лишь после его смерти.

С 1880-х годов Сислей вовсе перестал уделять большое внимание публичности, отдалился от коллег-импрессионистов, перестал участвовать в выставках и фестивалях. По натуре сдержанный и застенчивый, он был чужд громким декларациям и эпатажным заявлениям. Всецело посвятив себя живописи, общаясь только с семьей, он вёл тихое полунищее существование, получая ничтожные суммы за свои картины и всё глубже увязая в долгах. В 1899 году 60-летний художник умер в нищете и безызвестности в местечке Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло, от ревматизма и рака горла. Уже после смерти Сислей удостоился высокой оценки одного из своих "кумиров" Камиля Писсарро, который на вопрос Анри Матисса - "Что это значит - импрессионист?", - ответил: "Импрессионист - это художник, который всякий раз пишет по-новому". "Кого же тогда можно назвать типичным импрессионистом?", - последовал вопрос Матисса. "Сислея", - ответил Писсарро

"Вечерняя Москва" представляет вашему вниманию подборку лирических пейзажей мастера:

"Мороз в Лувесьенне" (1873, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва)

Стоит отметить, что до XIX века снег появлялся в европейской живописи крайне редко. Однако в XIX веке эта тема была заново открыта, и особое место заняла именно в творчестве художников – импрессионистов, стремящихся передать во всех красках любые природные изменения. Этому желанию способствовала сама природа: в 1870-е годы во Франции стояли необычайно холодные и снежные зимы. Одним из самых тонких "живописцев" зимы стал Альфред Сислей, создавший целую серию полотен, изображающих разны состояния снега: от ранних скупых снежинок до тающих весенних пролежней.

"Мороз в Лувесьенне", написанный Сислеем в одном из любимых для изображения городков импрессионистов, изображает крепкий морозный день середины зимы, о чём говорит контраст холодных тонов зимнего неба и тёплых лучей солнца, окрашивающий снег, забор и стены домов в яркие радостные тона. Небо, считавшееся центром всех картин мастера, по его словам, было призвано передать "очарование всего уходящего".

Портрет Альфреда Сислея работы Пьера-Огюста Ренуара (фрагмент, 1868) Портрет Альфреда Сислея работы Пьера-Огюста Ренуара (фрагмент, 1868) / Фото: wikipedia.org

"Плотина в Моулси, близ Хемптон-Корта" (1874, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)

Вода всегда занимала значительное место в творчестве Сислея, если не в привычном виде – то в виде дождя или снега. Художник всегда стремился жить вблизи рек и озёр. Вода, непостоянная и текучая, была для впечатлительных импрессионистов сродни земному "эквиваленту" неба.

"Плотина в Моулси, близ Хемптон-Корта" была написана в ходе одной из поездок художника на свою историческую родину, в Великобританию. Вода здесь изображена художником не в первозданном своём виде, а проходящей бурной волной через возведённую человеком плотину. Изображение природы в соприкосновении с воздействием человека, который, возводя акведуки, водопроводные станции, плотины, мосты, железные дороги, словно одушевляет её своим присутствием, - ещё одна из излюбленных тем импрессионистов, в том числе Сислея.

"Терраса в Сен-Жермене, весна" (1875, Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Картина представляет собой панорамный вид на долину Сены. Безграничные просторы загородной местности пронизаны чистым весенним светом. Река, небо и зелень показаны со свойственной Сислею простотой и очарованием. Сине-розоватое небо занимает значительную часть панорамы. По словам художника, он всегда начинал свои пейзажи именно с неба: "Это для меня не просто пустое пространство и не фон для пейзажа; это ключ ко всей композиции. Небо придает своими плоскостями не только глубину картине, но и вносит в неё движение. Оно же служит источником света для всего полотна".

На переднем плане - схематичные фигурки рабочих, собирающих в виноград, и одинокой женщины, совершающей прогулку по саду. В отдалении виднеется замок, где до 1682 года располагался королевский двор. Спокойную тишину вечной природы гармонично дополняют паровые буксиры, тянущие баржи, и железнодорожный мост – свидетельства того, что прогресс не стоит на месте, и природа постоянно находится в соприкосновении с человеком.

«Тишайший» из бунтарей: 5 лирических пейзажей Альфреда Сислея Фото: wikipedia.org

"Лужайки весной" (1880-1881, Национальная галерея, Лондон)

В отличие от других импрессионистов, Сислей никогда не делал акцент на человеке в своём творчестве. Художнику был ценен пейзаж сам по себе. Человеческая фигура могла быть вписана в пейзаж лишь в качестве его органичного дополнения и его непосредственной части, но никогда – как доминанты произведения. Обычно они написаны схематично, расположены на среднем или заднем плане и повёрнуты к зрителю спиной, как бы удаляясь от него и постепенно растворяясь в пейзаже.

"Лужайки весной" являют собой тот редкий случай, когда человеческая фигура изображена в передней части картины, лицом к зрителю. Эта юная девушка - Жанна Сислей, дочь художника. Однако отход от нормы не нарушает спокойной гармонии картины, изображающей лесистую дорогу вдоль левого берега Сены, соединяющую несколько сёл. Зелень травы, пушистые облака, освещённые ярким солнцем, передают атмосферу тёплого дня, идеального для прогулок.

«Тишайший» из бунтарей: 5 лирических пейзажей Альфреда Сислея Фото: wikipedia.org

"Опушка леса в Фонтенбло" (1885, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва)

1880-е годы были сложным временем для Сислея. В отличие от коллег по цеху, он так и не получил признания, потерялся на фоне новаторства Моне и Ренуара. Хотя значительных изменений в его творчестве не происходило, он постепенно стал сдвигаться от лёгкой воздушности ранних пейзажей в сторону большего декоративизма. От спокойных масляных красок он перешёл к хроматическим и мерцающим, от плавности линий - к размашистости мазка и усилению звучания цвета. Это позволило создать новый эффект дематериализации предметов в его картинах, придало им более экспрессивное звучание, однако успеха так и не принесло.

"Опушка леса в Фонтенбло", изображающая позднюю осень, полную увядающих, но всё ещё ярких красок, полна какого-то напряжённой внутренней динамики. Здесь нет того спокойного умиротворения ранних пейзажей Сислея: застывшие сгустки краски делают поверхность холста неровной, шероховатой, нервной. Однако небо по-прежнему написано лёгкими прикосновениями кисти, и оставляет надежду на гармонию, спокойствие, перемены.

«Тишайший» из бунтарей: 5 лирических пейзажей Альфреда Сислея Фото: wikipedia.org

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свет и воздух: 7 знаменитых пейзажей Камиля Писсарро

Природа мгновения: 5 знаменитых шедевров Клода Моне

5 знаковых картин Поля Сезанна

 

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.