Мастер экранизаций: 7 знаменитых фильмов Якова Протазанова
Яков Александрович родился в семье служащего, занимающегося нефтяным бизнесом, и, поступив в Политехнический колледж, должен был пойти по стопам отца, но воспитание, полученное им от обожавшей театральное искусство матери, принесло свои плоды, да и разорение отца сыграло не последнюю роль в том, что колледж он не закончил. Молодой человек устроился работать репетитором, а после получения небольшого наследства от тётушки, много путешествовал по Европе. По возвращении он устроился переводчиком в кинофирму. Казалось бы, совершенно случайный шаг - ни к чему не обязывающий и ничего не предвещающий, но мало-помалу Протазанову начали предлагать работу над всевозможными сценариями, периодически снимая его в качестве актёра. Но непосредственно к режиссуре его подтолкнул случай. Во время одного из застолий кто-то вдохновенно спел "Песню каторжника", а Протазанов тут же набросал киносценарий по мотивам её сюжета. Текст взяли в производство, а "быстрый сценарист" был назначен режиссёром. Так началась его активная жизнь в кинопроизводстве. Настолько активная, что в год, согласно контракту, приходилось снимать по 12-15 фильмов. Даже при таких скоростях Протазанову удавалось создавать не "продукты", но настоящие произведения искусства, среди которых в дореволюционный период прежде всего выделяются картины "Пиковая дама" и "Отец Сергий", главные роли в которых исполнил "талисман" Протазанова Иван Мозжухин.
После революции Протазанов покинул страну и несколько лет снимал фильмы в Париже (всё с тем же Мозжухиным), но затем, поддавшись на уговоры, вернулся в Советский союз. Пожалуй, это один из редких случаев, когда вернувшемуся художнику не пришлось сильно пожалеть о своём возвращении. Именно в СССР Протазанов снял лучшие свои фильмы и работал с лучшими актёрами. Он пробовал себя во всевозможных жанрах - снимал мелодрамы, комедии, фантастические фильмы, детективы... Но ярче всего его режиссёрский и сценарный талант раскрылся в экранизациях. Над ними он работал до последнего и, к слову, незадолго до смерти в августе 1945 года активно доделывал сценарий по пьесе Островского "Волки и овцы".
В день рождения режиссёра "Вечерняя Москва" предлагает вам подборку его самых известных фильмов-экранизаций.
"Пиковая дама" (1916)
Протазанов кропотливо работал над этой картиной, выдвинувшей его в первый ряд среди русских режиссёров. Если обычно в то время на съёмки любого фильма давалось не больше недели, то он снимал "Пиковую даму" целых 20 дней. Режиссёру было важно передать не только сюжет пушкинской повести, но и её дух, а также мрачную, полную болезненной мистики атмосферу. В соавторстве с оператором Евгением Славинским и актёром Иваном Мозжухиным ему удалось, да настолько, что годы спустя киноведы начали находить в нём не столько пушкинские, сколько кафкианские мотивы.
"Отец Сергий" (1918)
"Отец Сергий", снятый по повести Льва Толстого, традиционно считается одним из самых значительных фильмов Протазанова. Задуман он был ещё до революции, но на экран картина вышла лишь в мае 1918 (в 1920 году состоялась парижская премьера). Самое интересное, что есть в этой картине - по-настоящему выразительная игра Ивана Мозжухина, сумевшего показать три духовно-психологических состояния одного и того же человека. В целом же, это довольно подробная и детально проработанная экранизация толстовской повести, которая и сегодня способна увлечь даже самого неподготовленного зрителя.
"Аэлита" (1924)
"Аэлита" - один из первых советских фантастических фильмов, одновременно на удивление точно (чуть ли не документально) отражающих современную ему действительность. Московская жизнь начала 1920-х здесь – с переполненными железными дорогами, с падающими от голодных обмороков людьми, с холодными теплушками - не приукрашена совсем. Возможно, дело в том, что это взгляд на Москву человека, только что вернувшегося из Европы и оторопевшего от новой, неожидаемой им реальности. Тем не менее, конечно, не документализмом своим славится "Аэлита", а удивительной для Протазанова экспериментальностью: в своей картине он смешал три мира, три стиля, а для лучшего достижения эффекта еще и объединил в фильме актеров разных школ – Камерного театра, МХАТа и Театра имени Мейерхольда.
"Процесс о трёх миллионах" (1926)
Комедия положений, в центре которой три мошенника: банкир, профессиональный воришка да вор-джентельмен. Эксцентричная криминальная комедия прошла в прокате с огромным успехом, хотя и была неоднозначно встречена советской критикой – слишком уже не хватало в ней "идейности", да и итальянские корни этого сюжета вызвали сомнения. Впрочем, время все расставило по своим местам, и сегодня комедия об обманутых ворах, разыгранная блистательными актёрами (первые среди которых – Игорь Ильинский и Анатолий Кторов), даст фору многим современным опусам.
"Человек из ресторана" (1927)
История "маленького человека" - сюжет более чем традиционный для русской культуры, поэтому неудивительно, что он заинтересовал Якова Протазанова – режиссёра, чье профессиональное становление пришлось именно на постановку классический произведений. Изначально роль человека из ресторана в сценарии прорабатывалась под Ивана Москвина, но болезнь актёра помешала съёмкам и Скороходова сыграл Михаил Чехов. Фильм о несчастном отце, неспособном спасти свою дочь, стал уникальной возможностью увидеть артиста, гений которого, в свое время покорил всю Европу и даже Америку.
"Чины и люди" ("Чеховский альманах") (1929)
"Чеховский альманах" был приурочен к 25-летию со дня смерти писателя и драматурга. Протазанов взял на себя это юбилейную обязанность, поскольку Чехов всегда был одним из самых любимых его авторов. Для постановки он отобрал три рассказа: "Анна на шее", "Хамелеон" и "Смерть чиновника". И снова, как и прежде, для работы над картиной Протазанов пригласил лучших актёров своего времени: Москвина, Тарханова, Станицына и Петровского, в содружестве с которым создаёт произведение, и по сей день считающееся образцовым в плане работы с литературным источником.
"Бесприданница" (1936)
Классическая постановка знаменитой пьесы Александра Островского. И это при том, что с текстом режиссёр обошелся почти вольно – необходимы были сильные сокращения, чтобы подогнать историю под кино-формат, требующий от картины не больше двух часов экранного времени. Кроме того, Протазанову хотелось выйти за временные рамки пьесы, показав зрителю еще и предысторию отношений Ларисы и Паратова. В итоге получилась мелодрама высшей пробы, которая в момент своего выхода на экраны страны снискала оглушительный успех. К слову, любителям русской живописи будет любопытно пересмотреть фильм и постараться обнаружить в нем свои любимые "ожившие" полотна – такой вот подарок от режиссёра и оператора.