Человек с бульвара Капуцинов: 7 самых ярких ролей Игоря Кваши
Будущий народный артист РСФСР появился на свет в Москве. Его отец, доктор химических наук, погиб на фронте под Ленинградом – воспитанием Игоря занималась мама. Свою первую роль, в постановке сказки "Морозко", мальчик сыграл ещё в детском саду, в это же время он часто выступал в госпитале перед ранеными. В седьмом классе Кваша начал ходить в театральный кружок, из-за чего у него начались проблемы в школе, однако начинающего актёра это не волновало - уже тогда он твёрдо знал, что свяжет свою жизнь с театром и кино.
В 1955 году Игорь Владимирович окончил Школу-студию МХАТ, после чего играл во МХАТе имени Горького, а в 1957 году Галина Волчек и Олег Ефремов пригласили его в новый театр "Современник", в котором Кваша работал до конца своих дней. Особенной любовью у зрителей пользовались его роли в спектаклях "Вишнёвый сад" (Гаев), "Карамазовы и ад" (папаша Карамазов), "На дне" (Лука) и "Бесах" (Степан Верховенский). Пробовал себя Кваша и в качестве режиссёра - он поставил спектакли "Кабала святош" и "Дни Турбиных" по Михаилу Булгакову, "Кот домашний средней пушистости" Владимира Войновича и Григория Горина, и "Балалайкин и Ко" по мотивам произведений Михаила Салтыкова-Щедрина.
Свою первую роль в кино Кваша сыграл в 1961 году в научно-популярном фильме о мирных буднях воинов-танкистов, после чего успешно совмещал занятость в театре с работой в кино. В общей сложности он снялся более чем в 70 картинах. Последней киноработой Игоря Владимировича стала роль Ильи Эренбурга в фильме "Глаз Божий" (2012). С 1998 по 2012 год он вёл телепередачу "Жди меня", а в 2007 году издал книгу мемуаров "Точка возврата". 30 августа 2012 года артиста не стало.
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить яркие роли одного из любимейших советских актёров.
Эмиль Тавернье, «Соломенная шляпка» (режиссёр - Леонид Квинихидзе, 1974)
Из-за своих долгов Леонидас Фадинар (Андрей Миронов) вынужден жениться по расчёту. Когда кажется, что дело близится к развязке, лошадь жениха случайно съедает соломенную шляпку мадам Бопертюи (Екатерина Васильева), которая вместе со своим возлюбленным Эмилем Тавернье оккупирует его дом и отказывается уходить, пока он не привезет ей точно такую же. Блистательный дуэт разгорячённого ревностью Кваши и обаятельного ловеласа Миронова покорил сердца зрителей – режиссёр наделил своих героев целым арсеналом шуток, актуальных в любую эпоху.
Бургомистр «Тот самый Мюнгхаузен» (режиссёр - Марк Захаров, 1979)
Одиозный барон Мюнхгаузен (Олег Янковский) хочет жениться на любимой им Марте (Елена Коренева), но церковь отказывается обвенчать их, так как у него имеется живая жена (Инна Чурикова), "усмирявшая его 20 лет". Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но неугомонный фантазёр не может с этим согласиться. Герцог готов разрешить брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории являются выдумкой, а сам он - обычным человеком. На роль бургомистра пробовался Валентин Гафт, но продюсеры в последний момент утвердили Квашу и не прогадали - история талантливого предательства была сыграна им поистине виртуозно.
Пастор, "Человек с бульвара Капуцинов" (режиссёр - Алла Сурикова, 1987)
В одном из городков Дикого Запада появляется тихий миссионер мистер Фёст, привезший с собой кинопроектор и несколько плёнок с фильмами. Неведомое прежде ковбоям "синема" до неузнаваемости меняет уклад их жизни, нравы и привычки. Ещё одна отрицательная роль Игоря Владимировича и очередной фильм, в котором он снялся вместе с Андреем Мироновым. Его пастор максимально далёк от образа безгрешного служителя Господу – именно он становится причиной покушения на главного героя и возвращения горожан к привычным пьяным дракам с перестрелками.
Александр Наумович, "Ребро Адама" (режиссёр - Вячеслав Криштофович, 1990)
В крохотной московской квартирке живут четыре женщины трёх поколений – мать, две взрослые дочери и прикованная к кровати бабушка. В день рождения старшей обитательницы дома её дочь и внучки устраивают праздник, но женское затворничество нарушается приходом двух бывших мужей матери. Пока идёт подготовка к торжеству, выясняется, что старшую дочь предал любимый человек, а младшая, которой всего 15 лет — ждёт ребенка. В этой трагикомедии Кваша играет благородного отца: почти все его родственники уже давно живут в Израиле, но из-за привязанности к своей дочери и бывшей жене он остаётся на родине.
Раввин, "Паспорт" (режиссёр – Георгий Данелия, 1990)
Два брата-грузина – Мераб и Яков (Жерар Дармон) - приезжают в аэропорт, из которого один из них должен навсегда улететь в Израиль. На прощание они хотят выпить шампанского, но на советской территории его не продают и Мераб идёт на хитрость - по загранпаспорту брата отправляется в магазин на территории пограничной зоны. Обратно в СССР его уже не пускают - еврейская сторона принимает его за агента КГБ, а работники советского посольства - за провокатора. В этом фильме Кваша играет чуть ли не самую короткую роль в своей карьере, но запоминается она надолго – в образе главного раввина московской синагоги он был просто великолепен.
Верховный жрец, "Сердца трёх-2" (режиссёр - Владимир Попков, 1993)
Молодой миллионер Фрэнсис Морган (Владимир Шевельков) вместе со своим обанкротившимся дальним родственником Генри Морганом (Сергей Жигунов) отправляется на поиски старинного клада, спрятанного их далеким предком-пиратом. Путешествие становится ещё интересней, когда к ним решает присоединиться прелестная Леонсия, к чарам которой неравнодушны оба молодых человека. В один из ключевых моментов троица оказывается в окружении племени инков, верховный жрец которых явно замыслил что-то неладное… В таком боевом раскрасе Игорь Владимирович предстал перед зрителями впервые – за счёт своего необычного образа и яркой игры он стал одним из самых обаятельных злодеев нового российского кино.
Иосиф Сталин, "Под знаком скорпиона" (режиссёр - Игорь Сорокин, 1995)
События 1917 года свершились под знаком скорпиона. И, как предсказывали астрологи, они втянули Россию в круг зловещего самоистребления. Главная тема фильма — душевная драма писателя Максима Горького (Валерий Порошин), вовлечённого в круговорот того рокового времени. Кваша признавался, что редко нравился себе в кино, но одним из исключений была роль Сталина. Понять характер вождя актёру помог Сергей Кавтарадзе, друживший со Сталиным с 1902 года.