5 знаменитых экранизаций произведений Хулио Кортасара
Будущий писатель появился на свет под звуки артиллеристских залпов, с которыми армия кайзера Вильгельма II вступала в Бельгию. Позже Кортасар говорил, что эти обстоятельства сделали его одним из самых убеждённых пацифистов на планете. Семье пришлось искать убежища в странах, ещё не втянутых в войну - на несколько лет они укрылись в Барселоне, которая осталась в памяти Хулио едва уловимым воспоминанием. В возрасте девяти лет, уже проживая в пригороде Буэнос-Айреса, мальчик часто спрашивал у матери, что означают те или иные образы. Из объяснений он понял, что мама водила его в парк Гуэль. "Моё безмерное восхищение Гауди, видимо, началось, когда мне было два года", - рассказывал он в одном из интервью.
В школе Кортасар был прилежным учеником, но часто болел. Невозможность проводить время с друзьями сглаживалась чтением – мальчик буквально «проглатывал» книги. Впоследствии тема болезни стала одной из главных в его произведениях. Первая жена писателя удивлялась тому, что он всегда мог предсказать надвигающееся заболевание. После окончания школы юноша поступил в столичный университет, в котором получил степень преподавателя словесности. Кортасар понимал, что нельзя постоянно существовать за счёт родителей и согласился на должность преподавателя в Национальном колледже Сан-Карлос в Боливаре - небольшом городке в четырёх сотнях километров от Буэнос-Айреса.
К 1951 году Кортасар успел поработать преподавателем в двух университетах и служащим Книжной Палаты, закончить роман "Экзамен" и сборник "Бестиарий". За последний он получил литературную премию и тут же уехал в Париж, где прожил до конца своих дней. Захватившая Аргентину военная диктатура, богемная жизнь, наполненная искусством и выматывающая, но интересная работа переводчиком при ЮНЕСКО, - всё это повлияло на его решение остаться в столице Франции. Многие упрекали его за подобное "предательство", но сам Кортасар считал, что перемена места и образа жизни пошла только на пользу его творчеству. Следующей успешной работой литератора стал роман "Выигрыши" (1962).
В 1962 году писатель впервые побывал на Кубе и всем сердцем полюбил латиноамериканские страны, ставшие на путь социализма. Вскоре свет увидела одна из самых известных его книг - "Игра в классики" (1963), за которой последовали "Конец игры" (1964) и "62. Модель для сборки" (1968), ставшие классикой "нового латиноамериканского романа". Условность устоявшихся представлений об окружающем, ощущение призрачности и хрупкости реальности, фантастические чувства, зарождающиеся во внутреннем пространстве человека и ни с чем не сравнимое авторское письмо – всё это принесло писателю известность и признание во всём мире.
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые интересные фильмы, снятые по произведениям Кортасара.
"Фотоувеличение" (Blow-up, 1966)
Лондон, середина 1960-х. Во время прогулки по парку внимание молодого успешного фотографа Томаса (Дэвид Хэммингс) привлекают ссорящиеся мужчина и женщина (Ванесса Редгрейв). Придя домой, Томас проявляет сделанные в парке снимки и обнаруживает на них третьего человека - неизвестного с пистолетом… Микеланджело Антониони снял этот фильм по мотивам рассказа "Слюни дьявола". Это была первая англоязычная картина итальянского классика. В 1967 году "Фотоувеличение" было удостоено "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля, а также номинировалось на премию "Оскар" за лучшую режиссуру и сценарий.
"Уикенд" (Weekend, 1967)
Одна из наиболее значительных картин Жана-Люка Годара – чёрная сюрреалистическая комедия по мотивам новеллы "Южное шоссе" (1964). Супруги Ролан и Корин планируют пикник на природе, а на самом деле - замышляют убить свёкра и завладеть его наследством. Выехать из города не так-то просто - пробираясь через пробку, Ролан и Корин видят кровавые аварии, террористические акты, встречаются со сказочными персонажами и постепенно начинают догадываться об иллюзорности всего вокруг. В финале супругам предстоит столкнуться с хиппи-каннибалами и "Концом кинематографа", как бы странно это ни звучало.
"Фурия" (Furia, 1999)
В основу романтической драмы Александра Ажа лёг рассказ "Граффити" (1980). В некой латиноамериканской стране установлена жёсткая диктатура, однако молодые люди продолжают разрисовывать стены домов, выражая свой протест. Между главным героем Тео и девушкой Элиу (Марион Котийяр) вспыхивает любовь, однако при новых порядках это чувство считается неестественным. Девушку арестовывают и бросают в тюрьму… Музыку к этой чувственной картине, выведшей Ажа в ряды самых перспективных режиссёров Франции, написал гитарист Queen Брайан Мэй.
"Подземная игра" (Jogo Subterraneo, 2005)
Фильм Роберто Гервица по рассказу "Рукопись, найденная в кармане" немного похож на "Амели" и "Инстинкт" своим вниманием к знакам и символам. Чтобы отыскать девушку мечты молодой романтик придумывает игру - спускается в метро и наблюдает за приглянувшейся женщиной, чтобы посмотреть, проследует ли она загаданным им маршрутом. Дамы ему попадаются разные и воля случая часто заставляет его нарушать правила.
"Ещё ничего не стёрли" (Graffiti, 2006)
Ещё одна экранизация рассказа "Граффити", на этот раз снятая в Грузии режиссёром Вано Бурдули. Днём и ночью солдаты патрулируют город, закрашивая любой рисунок на стене, пусть даже и не содержащий политического подтекста. Для писателя, которого не печатают, и девушки-художника, чьи картины стали никому не нужны, обмен рисованными посланиями является тем немногим, что дарует им надежду в мире, лишённом творчества. Философская короткометражка получила множество призов на международных фестивалях, в том числе была признана лучшим фильмом на Московском интернациональном фестивале по защите прав человека "Сталкер".