Художник революции: 7 интересных историй из жизни Оноре Домье
Среди французских мастеров, оставивших след в мировой истории, Оноре Домье занимает почётное место. Его творческий путь всегда был тесно связан с революционной борьбой. Выходец из народа, Домье всегда сохранял с ним тесную связь. Его картины выражали стремления простых французов - любовь к народу и веру в его силу художник пронёс через всю свою жизнь.
Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Едва достигнув сознательного возраста, он уехал в эпицентр революционной борьбы - в Париж, жители которого трижды в течение XIX века поднимались на борьбу со своими правителями. В 1830 году, в результате Июльской революции, французы наконец-то покончили с династией Бурбонов. В феврале 1848 года в Париже вновь вспыхнула революция, когда пролетарии бились с буржуа, а в 1871 году к власти впервые пришёл революционный пролетариат и наступили дни Парижской Коммуны. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом, и скульптором) - это полотна, запечатлевшие эпоху. Он сам был живым участником борьбы.
"Восстание" (1848)
В искусстве всегда для Домье всегда был важен человек - художник создал целую серию работ, воспевающих человеческий труд. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Именно поэтому социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Домье всегда стремился быть человеком своего времени, говорить на языке, понятном современникам. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур.
"Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851)
Из живописных произведений Домье наиболее известны: "Восстание" (1848), "Мельник, его сын и осёл" (1849), "Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851) и "Прачка" (1861). Картины он писал до самой смерти. Даже когда совсем ослеп, он продолжал рисовать на ощупь. Его гротескные, утрированные и нарочито грубые образы вызывали восхищение Эдуарда Мане и Эдгара Дега, а многие импрессионисты называли его своим учителем.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных историй из жизни художника.
1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. - А, узнали уточек? - спросил художник, - ваши! Очень они были хороши.
2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них - яркую, приятную и привлекающую клиентов. Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за"приятную" вывеску пятьдесят франков. По тем временам - неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.
3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. - Радуйтесь! - сказал он, - я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье - алкоголик.
4. После карикатуры на Луи Филиппа, которая называлась "Гаргантюа", Оноре Домье кинули за решетку на полгода. Один из сокамерников, считавший себя великим физиономистом, увидев Домье, решил, что перед ним - закоренелый преступник. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Однако Домье напускал на себя важный вид и только иногда отвечал, что это великая тайна, что только убеждало воришку в правильности своих выводов. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Однако вор-физиономист отказывался в это верить и всех убеждал, что они сидят вместе с "Важной шишкой".
"Гаргантюа" (1831)
5. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. - Терпение - добродетель ослов, - отрезал Домье.
6. У Домье был друг - одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. - И как его зовут?- спросил Домье. - Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? - С радостью, - ответил художник. Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство - мешок не совсем засохших красок.
7. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным - письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. - Ах, как хорошо, - Курбе бросился ему навстречу, - ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! - Зачем? - удивился Домье, - я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: - Ничего из Домье не выйдет. Он - мечтатель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: