Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Без лица: 3 романа Кобо Абэ о потере идентичности

Развлечения
В 1992 году Кобо Абэ был одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе
В 1992 году Кобо Абэ был одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе / Фото: Bibliograph.ru
90 лет назад, 7 марта 1924 года, родился знаменитый японский писатель Кобо Абэ – признанный мастер послевоенного авангарда.

Его называют исследователем психологии души, певцом человеческого отчуждения: герои его произведений пытаются найти своё место в современном мире, идентифицировать себя как полноправную личность перед лицом враждебного общества. Кобо Абэ писал о том, что было близко ему самому. Одиночка по жизни, он избегал журналистов и светских мероприятий, жил затворником в уединённом в коттедже посреди гор. Он признавался: "Не люблю людей. Я — один. И преимущество моё в том, что в отличие от многих я хорошо это понимаю".

Настоящее имя писателя – Кимифуса Абэ. Он родился в Токио, но его детство и юность прошли в Маньчжурии, где отец мальчика работал на медицинском факультете Мукденского Имперского Университета. На китайский лад его называли Кобо. Личность юноши сформировалась под влиянием местных китайских традиций и привычек. Когда 16-летний юноша отправился в 1940 году в Токио, чтобы поступить на медицинский факультет императорского университета, он почувствовал себя настоящим чужестранцем, столкнувшимся с иной культурой. Именно в этом чувстве потерянности в чужой стране, когда-то являющейся Родиной, и зародились истоки литературных пристрастий Кобо. Проблемы взаимоотношения человека и общества всегда живо волновали его. Он много читал, особенно любил русскую литературу – Гоголя, Достоевского, Толстого.

Его литературная деятельность началась в 1947 году: 23-летний Абэ написал поэтический сборник "Анонимные стихи" и собственноручно напечатал весь тираж 62-страничной книги на мимеографе. Стихи были проникнуты отчаянием послевоенной молодёжи и призывом к протесту против реальности. Тогда же студент-медик написал роман "Глиняные стены", главным героем которого был молодой японец, решительно разорвавший все связи с родными и пустившийся странствовать, но в итоге попавший в плен к одной из маньчжурских банд. Он дал прочесть роман своему преподавателю-германисту, литературному критику Рокуро Абэ. Глубоко впечатлённый этим произведением, тот помог начинающему писателю опубликоваться в нескольких литературных журналах. Так Абэ добился некоторой известности в литературных кругах.

В 1947 году молодой писатель женился на художнице Мати Абэ, которая стала его истинным другом и помощницей: оформляла книги и декорации к театральным постановкам мужа. В 1948 году, после публикации в известном журнале "Индивидуальность" Кобо получил приглашение вступить в литературное объединение "Ночь". Летом 1948 года он выпустился из института, но ни дня не проработал врачом. Уже в октябре 1948 года его ждал первый писательский успех – тот самый роман, с которого всё началось, был переименован в "Указатель в конце дороги" и при поддержке старших товарищей их объединения "Ночь" вышел отдельной книгой. Она не принесла ему широкой славы, но послужила базисом для его писательской репутации.

Признание и похвалу критиков Кобо Абэ принесла повесть "Стена. Преступление S. Карума", опубликованная в 1951 году в журнале "Современная литература". Оригинальное, авангардное по языку и сюжету произведение, повествующее несколько в психоделической манере о злоключениях человека, у которого украли имя, напоминало японский вариант "Алисы в стране чудес". В 1951 году повесть была удостоена премии Акутагавы. В этом же году писатель добавил к ней рассказы "Барсук с Вавилонской башни" и "Красный кокон" и издал отельной книгой под названием "Стена". Писатель, в центр своих произведений ставивший отчуждённого от конформистского (то есть буржуазного) общества героя, не мог не увлечься идеями социализма и коммунизма. Он стал членом Коммунистической партии Японии, однако вскоре разочаровался в её действиях. За публичную критику партии в 1961 году его исключили из коммунистов.

В 1960-е он плодотворно трудился над новыми произведениями. В 1962 году вышел культовый роман "Женщина в песках", удостоившийся премии газеты "Йомиури". История о замкнутом учёном-энтомологе, который во время научного похода в заброшенную местность спустился по верёвочной лестнице в яму, чтоб переночевать в доме у одинокой сельчанки, а с утра, лестницу не обнаружив, понял, что сам стал жуком, посаженным в банку, стала настоящей сенсацией в японской и мировой литературе. Такие романы, как "Чужое лицо" (1964), "Сожжённая карта" (1967), "Человек-ящик" (1973) и "Тайное свидание" (1977), окончательно утвердили славу Абэ как мастера психологического исследования человеческого сознания.

1970-е можно считать периодом плодотворного драматургического творчества Кобо Абэ: в 1973 году он основал и возглавил авангардный театр "Студия Абэ Кобо", весьма нетривиальные выступления которого не раз демонстрировались за рубежом, вызывая большой резонанс. Из-за проблем с финансами театр Абэ постепенно прекратил своё существование в 1980-х. Последним крупным произведением писателя стал роман "Вошедшие в ковчег" (1984), в гротескной форме повествующий о судьбах человечества на пороге ядерной и экологической катастрофы. В 1992 году Кобо Абэ был одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе, однако 25 декабря 1992 года во время работы над очередным сочинением писатель потерял сознание от кровоизлияния в мозг и был госпитализирован. 22 января 1993 года 68-летний литератор скончался от остановки сердца.

Сегодня в Японии Кобо Абэ известен скорее, не как массовый, а как элитарный писатель. Его произведения, необычные по сюжету и стилю повествования, затрагивают глубинные темы, которые могут пугать неподготовленного читателя. Среди этих тем центральное место занимают одиночество и отчуждение, поиск идентичности. Особую роль в этой связи играет трилогия, объединённая темой "потери лица", – в прямом и переносном смысле. В ней особенно раскрывается мастерство Абэ-психолога.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить три главных романа Кобо Абэ о потере идентичности:

"Чужое лицо" (1964)

На первый взгляд роман повествует о трагедии человека, лишившегося лица в прямом смысле слова: герой, руководитель химической лаборатории институте, при проведении экспериментов, в результате взрыва жидкого кислорода, полностью повреждает лицо. Терзаемый чувством одиночества и отчуждения от мира красивых людей с нормальными лицами, он вынужден заказать маску. Тут-то и начинается "потеря лица" в психологическом плане: герой понимает, что под покровом маски может творить самые дерзкие, самые эксцентричные поступки – и даже преступления. Писатель исследует все грани раздвоения личности героя на "я" и "маска", приходя к выводу, что "все люди закрывают окно души маской из плоти и прячут обитающие под ней пиявки".

"Сожжённая карта" (1967)

Роман развивает тему отчуждённости человека от общества: на этот раз в разрезе повествования – власть крупных корпораций, находящихся в фундаменте мировой экономики. Сюжет таков: частный детектив нанят женщиной, чтобы найти её бесследно пропавшего мужа, рядового работника такой вот крупной корпорации. Однако в ходе расследования детектив постепенно понимает, что пропажа была не чем иным, как бегством от самого себя, от ежедневной рутины, от потери идентичности и вечного одиночества среди таких же "потерявших лицо". В бегстве от жизни, на которую обречён, - попытка обрести своё настоящее "я", находясь в соприкосновении с установленными обществом правилами.

"Человек-ящик" (1973)

В романе потеря лица (а также и всего тела) происходит добровольно: герой, духовно отчуждённый от общества, решает оградить себя от него и физически. Для этого он мастерит картонный ящик, без которого не выходит на улицу. Надевая на себя коробку, он освобождает себя от нужды покупать и накапливать ненужные вещи, от нужды зарабатывать деньги на эти вещи. Тем самым он бежит от чуждого его общества потребления. Для него ящик – это путь свободы, путь обретения идентичности в самом себе. Здесь "потеря лица" ведёт – наконец! - к фактическому его обретению. Однако писатель не оставляет надежды – в конце концов, подводя итог о тщетности попыток героя бежать от общества.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.