Главное
Истории
Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

Спортивный стиль

Спортивный стиль

Как отдыхали в СССР?

Как отдыхали в СССР?

Хоббихорсинг

Хоббихорсинг

Где учатся дети знаменитостей?

Где учатся дети знаменитостей?

Патриарх русского балета: 5 знаменитых постановок Мариуса Петипа

Развлечения
"Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем"
«Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем» / Фото: wikipedia.org
11 марта 1818 года родился легендарный французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог Мариус Петипа.

"29 мая 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург... Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое, выпадает на долю немногих смертных...", - писал Петипа в своих мемуарах. На самом деле, его служение искусству насчитывает далеко не шесть десятков лет, а значительно больше - балеты в его постановке живы и в нынешнем веке.

Петипа очень рано начал выступать и ставить балеты. Уже в шестнадцатилетнем возрасте он получил свой первый самостоятельный ангажемент. Тогда он получил не только место первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Постепенно имя Петипа становилось известным и он начал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера. Он был приглашен в Испанию, однако через некоторое время был вынужден вернуться во Францию. Вернувшись в Париж, он вскоре получил предложение работы из Санкт-Петербурга.

Талантливый балетмейстер, которому не было еще тридцати лет, покинул родину отнюдь не только потому, что в России ему предложили выгодное место. Он считал Россию единственной страной, где балетное искусство процветало. О европейском балете он впоследствии говорил, что там "постоянно уклоняются от настоящего серьёзного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет - серьёзное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы... Так балет падает, безусловно, падает".

На протяжении почти 50 лет он фактически был главой Мариинского театра - одного из лучших балетных театров мира. Петипа определил пути развития классического танца на много лет вперед, став законодателем в мире балета не только для русской, но и для мировой сцены. В Петербурге он танцевал более 20 лет и поставил свыше 60 балетов. Шедевром Петипа и по сей день считается балет "Баядерка" (1877). Главную партию в балете он доверил совсем юной Анне Павловой, несмотря на то, что на эти партии были гораздо более опытные претендентки, известные балерины. В начинающей танцовщице он сумел разглядеть великую балерину.

Лучшие, самые известные свои постановки хореограф сделал уже в преклонном возрасте. "Спящую Красавицу" он поставил, когда ему было 72 года. Только при его жизни балет был исполнен 200 раз. Когда ему было 77 лет, он вместе с хореографом Львом Ивановым создал "Лебединое озеро". Эта постановка стала, своего рода символом русского балета. Последней работой Петипа стал балет "Раймонда", тогда ему было 80 лет. В 1903 году, по распоряжению нового директора Императорских театров Теляковского 85-тилетний балетмейстер был уволен.

Петипа умер в Гурзуфе 1 июля 1910 года. Его мемуары заканчивались словами: "Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем".

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные спектакли мэтра.

1. "Раймонда" (1898)

Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету "Раймонда". Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 1897/98 года. Несмотря на это, Глазунов согласился. "Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли", - писал он. Сценарный план балета написал Петипа. В основе сюжета рыцарская легенда о любви. Романтический сюжет и удачное либретто обеспечили спектаклю большую зрелищность и привлекательность для постановки. Партитура "Раймонды" была закончена в 1897 году и тотчас передана Петипа. Премьера состоялась 7 января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль прошел с триумфом. Критики писали тогда о Петипа: "Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом... кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках". Через два года в Москве "Раймонду" поставил А. Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появился целый ряд постановок "Раймонды", осуществленных другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа.

[OBJ Ирина Колпакова и Вадим Семёнов – фрагмент из балета "Раймонда" (1976)]

2. "Спящая красавица" (1890)

Сценарий "Спящей красавицы" был написан Петипа в соавторстве с директором императорских театров И. Всеволожским. Последний был страстным поклонником творчества П. Чайковского. В мае 1888 года он писал ему: "Я задумал написать либретто по сказке Перро… Тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. и пр. Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро - тут должны быть и кот в сапогах, и мальчик с пальчик, и Золушка, и Синяя борода и пр.". Получив сценарий во второй половине августа, Чайковский, по его словам, был очарован и восхищен. "Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего лучшего, как написать к этому музыку", - отвечал он Всеволожскому. В результате сотрудничества двух великих мастеров – П. Чайкрвского и М. Петипа возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета. "Спящая красавица" стала подлинной музыкально-хореографической симфонией, в которой музыка и танец слиты воедино. "Каждый акт балета был как часть симфонии, замкнут по форме, и мог существовать отдельно, - пишет известный исследователь балета В. Красовская. - Но каждый выражал и одну из сторон общей идеи, а потому, как часть симфонии, мог быть вполне оценен лишь в связи с другими актами. Сценическое действие "Спящей красавицы" внешне повторяло план сценария. Но рядом с кульминациями сюжета и, по сути, тесня их, возникали новые вершины - музыкально-танцевального действия. "Спящая красавица" - одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века..." Премьера "Спящей красавицы" состоялась в петербургском Мариинском театре 3 января 1890 года. На протяжении XX века балет не раз ставился на многих сценах, причем в основе спектакля, всегда была хореография Петипа, ставшая классической.

[OBJ "Спящая красавица" Касаткиной и Василёва]

3. "Баядерка" (1877)

В 1876 году Петипа привлекла идея балета "Баядерка". Он составил план сценария, к работе над которым привлек критика и историка балета Сергея Николаевича Худекова. В основу сюжета легла драма древнеиндийского поэта Калидасы "Сакунтала, или Узнанная по кольцу". Первоисточником балета Петипа стала, однако, не сама древняя драма, а французский балет "Сакунтала" по сценарию Готье, поставленный его братом, Люсьеном Петипа в 1858 году. "Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться, - писал российский историк театра, балетовед Ю. Слонимский, -героиню-баядерку, злодея-жреца, имена действующих лиц... мстительную соперницу, ситуации... И всё же "Баядерка" - не вариант французского балета... Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны - они-то и входят в актив русского балетного театра... Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны". Музыка "Баядерки" была заказана композитору Людвигу Минкусу. В хореографии органично слились драма и лирика. Премьера состоялась 23 января 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Балетный спектакль "Баядерка" стал этапом большого периода в развитии балетного искусства, своеобразным итогом находок мировой балетной сцены.

[OBJ Шедевры Балета: "Баядерка". Кордебалет]

4. "Дон Кихот" (1869)

В 1869 году Петипа предложил композитору Людвигу Минкусу, бывшему в то время профессором Московской консерватории по классу скрипки, написать музыку к балету "Дон Кихот", сценарий которого он разработал сам. Петипа придерживался строгих схем чередования пантомимы и танцев, классических и характерных. Основой его спектакля был классический танец, выражавший чувства главных героев. Характерный танец в "Дон Кихоте" вносил бытовые и социально-исторические краски. Музыка была написана быстро, и 14 декабря 1869 года в московском Большом театре состоялась премьера комического спектакля, в котором лишь Дульсинея исполняла чисто классический танец, остальные же герои были представлены характерными. В 1871 году для постановки в столичном Большом Каменном театре Петипа сделал новую редакцию балета. "Дон Кихот" - одно из лучших творений Петипа. Много странствовавший по городам Испании и хорошо знавший танцевальный фольклор этой страны, Мариус Петипа сумел воплотить на сцене все его богатство и своеобразие. В свое время Сервантес писал об испанских плясках: "Казалось, носится сама Радость и скачет само Веселье". Великий хореограф сумел воплотить на сцене эти радость и веселье, создав яркий и праздничный спектакль, навечно вошедший в классику жанра.

[OBJ Большой театр Беларуси – фрагмент из балета "Дон Кихот"]

5. "Пахита" (1881)

Балет "Пахита" поставлен на музыку Эдуара Дельдевеза с последующими музыкальными добавлениями Людвига Минкуса. Авторы либретто Поль Фушер и Жозеф Мазилье. Литературной основой послужила новелла Сервантеса "Цыганочка". Сюжет "Пахиты" повествует о приключениях юной танцовщицы, в детстве похищенной цыганами и кочующей с табором, но в итоге обретающей и родителей, и жениха. Действие заканчивается счастливой свадьбой. Первое представление "Пахиты" состоялось в Париже, на сцене театра «Гранд-Опера», 1 апреля 1846 года в постановке известного французского хореографа Жозефа Мазилье. Главную партию исполняла звезда французского балета Карлотта Гризи. В России балет "Пахита" появился в 1881 году. Тогда Петербургская императорская труппа на сцене Большого Каменного театра показала новую версию балета Мариуса Петипа, где музыку Дельдевеза дополнила музыка Минкуса, на которую Петипа специально придумал несколько танцевальных сцен. Версия балета в постановке Мариуса Петипа была сохранена и восстановлена Пьером Лакоттом для парижского театра Гранд Опера. Балет таким образом вернулся , правда, не в первоначальном виде, а в редакции Мариуса Петипа - на ту сцену, с которой началась его история.

[OBJ Полонез-Мазурка из балета "Пахита"]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.