Эльдар Рязанов: Никогда не шел на сделки с совестью
Сюжет:
Взрослые людиПУБЛИКА ЗАРЯЖАЕТ ЭНЕРГИЕЙ
— Пять лет назад вы заявили, что уходите из кино в связи с возрастом. Не передумали?
— Знаете, то, что я заявил об этом всего лишь пять лет назад, — настоящее чудо.
На самом деле уже комедию «Ключ от спальни» в 2002 году я снимал, совершенно искренне полагая, что это будет моя последняя работа в кино. После окончания съемок я о кино не думал. Но тут случилось мое 75-летие, и меня пригласили к Владимиру Путину, который поинтересовался творческими планами. И мне как-то неудобно стало говорить президенту, что я на пенсию собрался. Ну я и сказал ему, что у меня есть давняя мечта — снять биографию Андерсена. Путин ответил: «Поможем!» Таким вот совсем неожиданным образом все и завертелось.
— Но ведь слова о мечте — чистая правда.
— Да, но режиссура и преклонный возраст — понятия взаимоисключающие. Я не думал, что у меня хватит сил после 70 лет поднять такую серьезную картину.
Работа над «Андерсеном. Жизнью без любви» далась мне нелегко. Сейчас я бы «Андерсена» не потянул. В финальном издании моей книги «Грустное лицо комедии» я написал фразу: «Пришло время закругляться». Я даже хотел отказаться от творческих вечеров, но решил время от времени встречаться со зрителями в киноклубе «Эльдар».
Думал, что такие встречи отнимают силы, но на самом деле наоборот — у нас чуткая и думающая публика, от которой я заряжаюсь энергией.
КИНО ДЕЛАЛИ ВОПРЕКИ, А НЕ БЛАГОДАРЯ
— Вы часто рассказывали, что Огурцов, главный отрицательный герой «Карнавальной ночи», — олицетворение сталинизма...
— И сталинизма, и всей этой лицемерной номенклатурной культуры, которая пышным цветом расцвела в Советском Союзе. Часто пеняют, что я ругаю советскую власть — мол, лучшие свои фильмы Рязанов снял именно при ней. Но, во-первых, мои фильмы приносили стране бешеную прибыль. Во-вторых, те, кто так говорит, не понимают, что тогда кино делалось во многом вопреки, а не благодаря. Система существовала на многочисленных сделках с совестью, причем режиссеров принуждали к ним еще со студенческой скамьи.
— Каким образом?
— На первом курсе ВГИКа нам нужно было написать сценарий экранизации советского произведения. Я и мой однокурсник Лятиф Сафаров выбрали «Волоколамское шоссе» Александра Бека.
Там один из главных эпизодов — расстрел дезертира.
А командует расстрелом его друг детства. Мы создали дополнительную сюжетную линию — с воспоминаниями из детства, сложной драматургией. Когда дошло до выставления оценок, выяснилось, что мы — в списках на исключение, потому что написали идеологически неверную работу. В ней, дескать, гуманизм общечеловеческий довлеет над советским. Нас заставили переписать сцену расстрела. Работа вышла плохой, но мы получили свои пять баллов. Тогда я впервые понял, что такое быть режиссером в условиях системы, которая привыкла ломать всех об колено. Позже я на такие сделки с совестью никогда не шел, за что неоднократно расплачивался. Но сейчас об этом я не жалею.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1956 «Карнавальная ночь»
1957 «Девушка без адреса»
1962 «Гусарская баллада»
1966 «Берегись автомобиля»
1971 «Старики-разбойники»
1973 «Невероятные приключения итальянцев в России»
1975 «Ирония судьбы, или С легким паром!»
1977 «Служебный роман»
1979 «Гараж»
1980 «О бедном гусаре замолвите слово»
1982 «Вокзал для двоих»
1984 «Жестокий романс»
1987 «Забытая мелодия для флейты»
1988 «Дорогая Елена Сергеевна»
1991 «Небеса обетованные»
2000 «Тихие омуты»
2006 «Андерсен. Жизнь без любви»
2006 «Карнавальная ночь 2, или Пятьдесят лет спустя»
2009 «Музыка жизни»