Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Даже в мультфильме трудно насмешить по-настоящему

Развлечения
Скоро у наших детей появится возможность чаще смотреть российские мультфильмы: министр культуры Владимир Мединский предложил обязать телеканалы увеличить эфирное время на их показы.

О будущем отечественной мультипликации и о секретах профессии корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с ведущим российским аниматором Константином Бронзитом.

Константин Эдуардович, какова в целом ситуация с мультипликацией в нашей стране?

— На сегодняшний день все не так плачевно, как многие думают. Государство помогает, существуют большие студии, которые создают множество сериалов. Признаться, даже в советское время столько мультфильмов не выпускалось. Но «много» — это по сравнению с тем, что было лет двадцать-тридцать назад.

Часто приходится слышать, что в советской России было много мультипликации, и она вся была хорошая.

Это не более чем миф. Другое дело, что сейчас во всем мире отчетливо наблюдается кризис идей в этой области.

Неужели за последние несколько лет не было создано ничего оригинального?

— Оригинального... Вот «Ральф» — оригинальная идея. «ВАЛЛ-И» — тоже. А наших не было. Не «Снежная королева» же, уж простят меня создатели. Сколько можно это мусолить?

Вы сами никаких крупных работ давно не выпускали...

— У меня был большой проект один раз в жизни, в 2004 году, — «Алеша Попович и Тугарин Змей». Так сложилось, что я не отношусь к режиссерам, которые клепают в год по фильму. Мне непонятно, как можно с таким остервенением их штамповать.

Юрий Норштейн когда-то сказал: «Задача должна только повышаться». Мне это врезалось в память, и я создал ориентир в собственном творчестве. Каждый проект — как заход на минное поле. Я третий год уже делаю свое короткометражное кино. А когда задача повышается, то становится все тяжелее и тяжелее ее осуществить.

Так что я мучаю его, и оно меня уже мучает, а потом увидим, что из этого получится...

Если не секрет, что это будет?

— Если в двух словах — про космонавтов. Такая модная тема сейчас пошла. И в игровом кино, кстати, тоже. Хотя я ее начал развивать три года назад...

Я делаю кино про двух друзей-космонавтов на 15 минут. Мой формат обычно 10, так что этот объем для меня даже большой. Мультипликация — невероятно энергоемкое кино, оно в течение 5 минут может как зарядить энергией, так и высосать ее.

Как вы с профессиональной точки зрения оцениваете уровень молодых мультипликаторов? Хуже или лучше прошлых лет?

— Знаете, ничего не меняется радикально, уровень всегда примерно одинаков. Есть талантливые работы, есть менее талантливые. Разучились или не хотят делать смешное кино — его очень мало. Насмешить по-настоящему довольно трудно.

Получается больше философской социалки?

— Социалка есть, но тоже не так много. Ощущение, что это такая селф-терапия, люди изживают собственные комплексы. Для них кино как средство излечения.

Не знаю, правильно ли это, но, кажется, Андре Жид, французский писатель, сказал, что человек — это стиль.

В принципе, это так, потому что человек живет и занимается творчеством в своем определенном стиле. Всегда очень трудно шагать на другие территории, где твои прошлые «накопления» будут стоить пять копеек.

И нужно начинать заново. Но если есть азарт, желание и жажда, тогда ты осваиваешь другие территории. Это самое интересное. Это очень важный профессиональный шаг и профессиональная смелость.

Вышеупомянутый полнометражный фильм «Алеша Попович» и был своего рода вашим переходом на другую стезю? — Да, но не только. У меня все фильмы выполнены в разных технологиях и жанрах. Мой последний — драма. Когда-то я делал комедии, мелодрамы, мистический триллер «Божество». «Алеша» — коммерческое кино. Было интересно шагнуть на эту территорию.

У многих мультипликаторов возникают проблемы финансирования проектов. А у вас?

— Я уже сбился со счета, сколько раз студия «Мельница» подавала на финансирование моего авторского короткометражного фильма. Я стоял в очереди, в самом общем порядке, и мне не давали денег, но потом дали. У меня нет привилегий. Кто-то может так же несколько лет ждать своей очереди…

Нет частных вложений?

— Я слышал такие истории, но где эти меценаты и почему они меня не находят?! Сейчас популярны краудфандинговые ресурсы, когда на тот или иной проект скидываются всем миром...

Придет время, я, может, задумаюсь над этим или над возможностью пойти по пути поиска частных инвестиций.

Но до этого еще дожить надо.

Какой совет вы можете дать молодым мультипликаторам, как им работать, чтобы получалось хорошее кино?

— Если говорить серьезно — чтобы начать расти и становиться умнее, надо усомниться в том, что ты вообще что-то умеешь.

А дальше начинайте учиться и никогда не останавливайтесь. Тогда у вас получится чтото достойное. И противоположный: как-то молодому Бунину посоветовал уже стареющий Толстой: «Пишите, если хотите, но помните, что это не должно быть целью жизни!» Не надо доводить до того, чтобы работа и профессия съедали вашу собственную жизнь.

Это всего лишь кино.

СПРАВКА

Константин Бронзит — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, признанный мастер короткометражного мультфильма. Много лет работал аниматором на студии «Леннаучфильм», сотрудничал с российскими анимационными студиями.

Сегодня преподает в Петербургском государственном университете кино и телевидения на кафедре режиссуры. Член Французской киноакадемии «Сезар» и Российской академии кинематографических искусств «Ника».

ТОП-5 ЛУЧШИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Представляем лучшие мультфильмы, занявшие верхние строчки в профессиональном рейтинге Российского открытого фестиваля анимационного кино в Суздале. Режиссер фильма, занявшего первое место, автоматически становится президентом фестиваля сроком на один год.

1-е место

«Мой личный лось»

(реж. Леонид Шмельков), 191 голос

Заветная мечта мальчика Миши — повстречать настоящего лося. Рисованный фильм об отношениях детей и родителей снят в современной стилистике. Авторский дебют стал единственным российским мультфильмом на кинофестивале «Берлинале» и получил спецприз жюри.

2–3-е места

«Мужчина встречает женщину»

(реж. Дмитрий Геллер), 140 голосов

В этом мультипликационном фильме любовь и желание властвовать над нею соседствуют с черным юмором.

— Однажды я услышал рассказ человека, чей отец сидел в лагере и оставил записи с рисунками, — говорит режиссер. — И захотелось, чтобы наш фильм строился на таких же картинках о жизни.

2–3-е места

«Брут»

(реж. Светлана Филиппова), 140 голосов

Режиссер настаивает, что в фильме важна каждая секунда и каждый кадр. Рисованная углем миниатюра, пронизанная болью, снята по мотивам рассказа чешского писателя Людвика Ашкенази «Брут» о собаке и ее хозяйке на фоне поднимающего голову нацизма. В начале и конце фильма — редкая хроника 1940-х годов.

4-е место

«Смелая мама» (реж. Александра Лукина), 125 голосов

Если ребенок просит показать ему мультфильм смешной и страшный, включайте «Смелую маму», снятую по сценарию современного сказочника Сергея Седова.

— Когда я прочитала: «Насчет сыночка я погорячилась. Лучше бы я сыра взяла, пошехонского», — эта фраза меня очаровала, — признается режиссер.

5-е место

«Несуразь»

(реж. Анна Романова), 90 голосов

Раздраженная жизнью черепашка понимает, что оказаться в мире, где ты один, еще страшнее. В этом мультфильме все — сплошная несуразь, но такая трогательная.

В работе над кукольными мультфильмами один из самых, пожалуй, важных этапов — создание персонажей и декораций. О том, как это происходит, «Вечерней Москве» рассказал известный кукольный мастер Игорь Хилов, создатель персонажей «Привередливой мышки», только что выпущенной «Союзмультфильмом», а генеральный директор компании «КиноАтис», продюсер анимационного фильма «Белка и Стрелка» Вадим Сотсков вспомнил, как делали мультфильмы двадцать лет назад.

Работа над фильмом требует от создателей прямо-таки математической точности

КАК СЕГОДНЯ

Музыкальная сказка о мышке снята в классических традициях студии. Главная героиня решила променять дружбу с обитателями леса на собственную красоту. Глядя на ладную фигурку мышки, никогда не подумаешь, что внутри ее — крепкая металлическая основа, и все подвижные части держатся на шарнирах и пружинках.

— Бровки у мышки, — говорит Игорь Хилов, — помогают передавать целую гамму эмоций и сделаны из крошечных, но мощных магнитов.

С их помощью брови могут менять положение и не отлетят в процессе съемки.

Для экономии пространства в павильоне некоторые декорации «намотаны» на огромные барабаны: мышка бежит по лесной тропинке, барабан крутится, дорога удлиняется до бесконечности. Из-за сложных движений персонажей аниматоры пошли на необычный шаг: снимать 25 кадров в секунду, а не 12, как это обычно делается. Специальные подвески помогают добиться легкости и воздушности движения мышки.

Перед началом съемки каждой сцены оператор с секундомером просчитывает ее время. Если смотреть со стороны, может показаться, что взрослые люди просто дурачатся, играя в куклы. На самом деле у них задача непростая: уложить всю историю в отведенные 13 минут.

Отечественные аниматоры изменили линейкам и камерам с компьютерами и 3D

КАК БЫЛО

Первый этап любой анимации — исполнение каждого кадра на бумаге. И не важно, кукольный это фильм, рисованный или компьютерный, уверяет Вадим Сотсков. Сначала художник делает схему, а уже потом все декорации.

С помощью компьютера можно придавать движение мульт героям, но компьютер — это всего лишь инструмент, машина. Просто у современного художника вместо карандаша и бумаги — монитор и планшет. Линейками и камерами давно уже никто не пользуется. А ведь еще 20 лет назад десятки людей с их помощью раскадровывали свои творческие фантазии. Через просвет аниматоры рисовали ключевые кадры на бумаге. Дальше сцены переходили в руки прорисовщиков. Художники-фазовщики исполняли промежуточные фазы, клали целлулоид, обводили черной тушью контур и заливали рисунок краской. А снималось все на пленочную камеру... Сейчас стало проще. Заливка и раскадровка делаются за одну минуту на компьютере. Он дает дополнительные возможности создания спецэффектов.

Мы выросли на советских мультфильмах. Они учили нас дружбе и хорошим поступкам. Хочется надеяться, что современные технологии тоже научат наших детей сострадать и смотреть на мир не только через 3D-очки.

МНЕНИЕ

Американцам наш юмор не понять

Нашу студию нередко называют локомотивом отечественной анимации. Действительно, «Мельница» достаточно быстро добилась финансового успеха, а продукция студии, к нашей радости, — признания зрителей. И секретов тут никаких нет.

В то время, когда мы начинали, рынок был очень маленький… Первый выпущенный нами полнометражный фильм — «Карлик Нос» — показал по тем временам очень хороший результат.

Другое дело, что сегодня он выглядит довольно скромно — не помню точно, сколько в то время было в столице кинотеатров, ну, предположим, сотня, а сейчас-то их больше тысячи. Поэтому, как говорится, все познается в сравнении...

К тому же нам удалось не промахнуться с потребностью аудитории. Хотя даже «Карлика Носа» мы делали, еще не все про эту самую аудиторию понимая. В одном были уверены: все-таки национальные герои, национальные приключения и национальный юмор нашему зрителю гораздо ближе, нежели американские. Поэтому еще тогда решили, что следующие мультфильмы будем делать преимущественно на нашем сказочно-мифологическом пространстве. К тому же очевидно, что это одна из территорий, где Голливуд не может с нами конкурировать, потому что это национальный юмор, и хоть триста миллионов долларов они могут вложить в такой фильм — они его не сделают для России.

Когда меня спрашивают, за кем будущее российской киноиндустрии — за госкорпорациями или частными компаниями, я всегда отвечаю: любое креативное начинание — это частные амбиции. Да, кино делают большие коллективы людей, а анимационное кино — очень большие, тем не менее во главе всегда стоит частная инициатива, как креативная, так и финансовая.

Несмотря на существующие в отечественной анимации проблемы, я уверен: она бурно развивается и первой выйдет на мировые рынки, обогнав игровое кино. Думаю, через два-три года уже можно будет увидеть наши шедевры на мировых рынках.

Сергей Сельянов — член правления Союза кинематографистов РФ, вице-президент Гильдии продюсеров России.

Продюсер более 50 художественных, анимационных и документальных фильмов.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.