Балетные дети – это дети другой породы
Организатор Фестиваля – «Школа-студия Илзе Лиепа» при содействии Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы и поддержке Департамента культуры Москвы. Накануне праздника мы поговорили с его основательницей.
- Илзе, вы уже в четвертый раз проводите фестиваль в Москве, и участвуют в нем в основном только москвичи.
- За эти годы наш фестиваль приобрел огромную известность среди хореографических коллективов столицы. На участие в нем ежегодно претендует большое количество желающих. Поэтому понимаю ваш вопрос и обиду детей из других регионов, которые не попали на «Волшебную туфельку». Раньше мы не могли себе позволить пригласить их в Москву, но в этом году будут участвовать лучшие детские коллективы из Оренбурга, Самары, Тольятти, Петрозаводска, Иваново, Петергофа. Четвертый фестиваль "Волшебная туфелька" по составу участников обещает быть ярким и запоминающимся. И конечно, цель фестиваля - популяризировать искусство хореографии, а также давать возможность талантливым детям и танцевальным коллективам показывать лучшие номера на одной из самых престижных площадок Москвы.
- Кто войдет в жюри конкурса?
- В жюри входят видные деятели искусства России, педагоги балетных училищ, руководители учреждений культуры. Победитель прошлого года - ансамбль песни и танца им. Локтева - участвовали в моем бенефисе в театре им. Е. Вахтангова, выступали на одной сцене с такими признанными мастерами, как Олег Меньшиков, Тамара Гвердцители, Хибла Герзмава, Даниил Крамер, Евгений Князев.
- Насколько важно юным балеринам быть замеченными в таком возрасте? Ваш ранний выход на сцену предопределил вашу будущую профессию?
- Загадывать очень сложно. И я, если честно, начала заниматься сначала театром, а не балетом. Поначалу в моей семье никто меня в качестве балерины серьезно не воспринимал. Впервые я вышла на сцену Большого театра, в роли сына Чио Чио Сан, опере «Мадам Баттерфляй», и мне было всего пять лет. Я вышла на сцену вместе с Галиной Павловной Вишневской, может, поэтому до сих пор для меня эта музыка магическая. Признаюсь, роль я получила благодаря отцу, который привел меня на конкурс, где отбирали подходящие кандидатуры среди детей артистов Большого театра. И это был мой первый прекрасный выигрышный билет. Конечно, я не осознавала, что происходит. Помню, что меня попросили пробежать по сцене, выразить какую-то эмоцию. Зато остались яркие воспоминания моего первого появления на сцене: я сижу на сцене, и у меня текут слезы. Музыка и эмоции на меня, маленькую девочку, произвели неизгладимое впечатление.
- Решение о балетной карьере было папиным или вашим?
- В балете не может быть только родительского решения. Тем более такого не могло быть в нашей семье. Когда мои коллеги задают вопрос: «Неужели ты отдашь свою девочку в балет?», я не могу ответить однозначно. Решать все равно в итоге ей. Наш отец никогда нам с братом ничего не навязывал, понимая, что балет - профессия жесточайшая. Судьба артиста балета совершенно непредсказуемая, должно совпасть много судьбоносных факторов. Удача, здоровье, счастливый случай - должно сойтись много «звезд на небе», чтобы ты состоялся.
Очень ценно то, что родители никогда нас не призывали к первенству или к карьере. Нам не говорили: «Будь первой, ты лучше всех!» Но отец всегда напоминал: «Не забывайте, что вы дети Лиепы. То, что проститься кому-то, не простится вам.
- Вы создали собственную балетную школу-студию. Используете индивидуальную методику, доставшуюся вам в наследство от Мариса Лиепа?
- «В балете вся прелесть именно в деталях, и именно в этих деталях часто заключается индивидуальность танцовщика» - так говорил отец. Мы с Андрисом это поняли, когда отец приглашал нас на свои репетиции. Конечно, своим ученикам я тоже раскрываю разные секреты. У нас в студии есть методологическая лаборатория, где мы отрабатываем до нюансов методику занятий с детьми. Именно уникальность наших педагогов дает возможность детям, если есть способности, постоянно развиваться.
Балетных детей я называю детьми другой породы. И не только потому, что вытянулись шейки и стали прямыми спинки. Они умеют слышать музыкальную фразу, понимать, что есть вступление, а есть тема. Это дает ребенку огромный заряд гармонии, что может стать той самой защитой от агрессивной среды. Именно в этом я вижу сегодня свою миссию.