Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Помни и смотри. Лучшие фильмы о Великой войне

Сюжет: 

День Победы-2014
Развлечения
Обозреватель «Вечерней Москвы» предлагает вспомнить и пересмотреть наши классические картины о войне.

"ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ"

«1957»

Режиссер Михаил Калатозов

Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) гуляют по оттепельной ночной Москве.

Они любят друг друга и собираются пожениться — кажется, впереди их ждет лишь беззаботное счастье, которое редко у кого в жизни случается, но в которое верят все юные влюбленные.

Над городом летит журавлиный клин. На календаре 22 июня 1941 года. На часах Спасской башни — 4 часа утра.

Канонический советский фильм о войне, в котором практически нет фронтовых сцен, — та шинель, из которой вышло едва ли не все наше лирическое военное кино. Новаторская работа Калатозова и его полноценного соавтора оператора Сергея Урусевского с первых кадров хватает зрителя за горло и не отпускает до самого финала. Про пластичность, интимность, снайперскую точность и в то же время невероятную доходчивость этой картины написаны тысячи статей. Ни одна из них, впрочем, не способна передать то невероятное ощущение, которое испытывает зритель, досмотрев «Летят журавли» до конца.

Эта печальная и светлая картина о любви, неверности физической (Вероника выходит замуж за его двоюродного брата Марка, пока Борис на фронте) и верности метафизической (Вероника до последнего отказывается верить, что Борис погиб) — блестящий образец нашей киноклассики, которая без всяких скидок вошла в золотой фонд мирового кино.

И подтверждение этому не столько Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля (до сих пор единственная на весь отечественный кинематограф), сколько непреходящая популярность этого фильма, который до сих пор можно увидеть, включив телевизор в любом уголке мира.

"БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ"

«1959»

Режиссер Григорий Чухрай

19-летний фронтовик Алеша во время наступления фашистов от испуга подрывает два немецких танка, в результате чего снискал себе славу героя. От награды солдат отказывается и вместо этого просит строгого, но справедливого генерала отпустить его на побывку домой — в деревне у него осталась мать, с которой он не успел попрощаться, да еще и крыша в доме прохудилась.

Генерал, отечески потрепав по плечу, разрешает ему на шесть дней покинуть войска. В пути ему предстоит разочароваться в жене случайно встреченного солдата, попросившего передать ей два куска мыла (не дождалась), вернуть в семью фронтовика-инвалида, урезонить зарвавшегося часового поезда (брал взятки тушенкой) и встретить любовь — робкую девушку Шуру, путешествующую «зайцем» в том же вагоне, что и Алеша.

Первые минуты «Баллады о солдате» не оставляют зрителю никаких иллюзий относительно судьбы Алеши — зритель видит в кадре дорогу, ведущую к родной деревне солдата, и рано постаревшую женщину, которая куда-то за линию гориЗакадровый голос сообщает, что ждать ей некого — Алеша погиб на войне.

Среди всей советской кинопродукции тему Великой Отечественной «Баллада солдате» выделяется своей на удивление правильно выбранной интонацией — здесь нет пафоса, романтизации «упоения в бою» и лакировки действительности, зато есть душераздирающе честная тоска о несвершившемся. Фильм Чухрая — щемящее светлое произведение о миллионах людей, которые никогда не узнают радостей первой любви, не вернутся в родные дома и не обнимут мать.

Алеша, изумительно сыгранный Владимиром Ивашовым, стал настоящим международным символом советского военного кино — лента произвела фурор по обе стороны океана, а по всей Восточной Европе памятники советским воинам начали называть Алешами. И до сих пор именно «Баллада о солдате» остается, пожалуй, наименее подверженным коррозии времени фильмом о войне. Одним словом, картина на века.

"ВОСХОЖДЕНИЕ"

«1976»

Режиссер Лариса Шепитько

Белоруссия, зима 1942 года. Двое партизан — кадровый военный Рыбак и бывший преподаватель математики Сотников — отправляются в близлежащую деревню за продовольствием. На обратном пути оба попадают в плен. В оккупированной немцами деревне Рыбака и Сотникова допрашивает коллаборационист Портнов, обещающий за предательство сохранить партизанам жизнь.

Тут выясняется, что зрительские предположения о том, кто из двоих героев окажется более мягкотелым, идут прахом.

«Восхождение», снятое по повести Василя Быкова «Сотников», — пример того, как кинематограф по всем статьям обыгрывает литературный первоисточник, привнося в него такие глубинные смыслы, о которых писатель и не подозревал. Повесть Быкова, даром что носит название «Сотников», концентрируется на фигуре Рыбака и представляет собой описание безысходности, когда неплохой в общем-то человек оказался меж двух огней и шаг за шагом дошел до предательства. Шепитько, разумеется, отыгрывает в своей картине и этот мотив. Но главный герой ее построенной на контрастах картины — Сотников, чья стойкая вера и готовность за нее умереть в какой-то момент превращают картину в мощнейшую религиозную притчу. Шепитько не скрывала, что фигура преподавателя математики для нее рифмуется с Иисусом Христом — даже актера Бориса Плотникова она взяла на эту роль за схожесть с Христом, каким его изображали живописцы Возрождения.

Экспрессивная режиссура Шепитько, выдающаяся музыка Альфреда Шнитке, безжалостные крупные планы и самоотверженная игра актеров — все это делает «Восхождение» самым значительным высказыванием в истории советского кино не только на деликатную тему жизни на оккупированных территориях, но и вообще о природе человеческой святости.

"ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ"

«1976»

Режиссер Алексей Герман

История командировки фронтового журналиста Лопатина (Юрий Никулин) из Сталинграда в Ташкент — на тамошней киностудии хотят экранизировать его труды, там ему нужно навестить семью погибшего друга, там его никто по-настоящему не ждет, но именно там он встретит свою обреченную любовь, разведенку Нину (Людмила Гурченко).

Название «Двадцать дней без вой ны», конечно, обманчиво.

Да, здесь нет взрывов и выстрелов (начало фильма не в счет), но войной отравлено все вокруг. Война в мощнейшем монологе Алексея Петренко об измене жены. Война в бахвальстве юного летчика, по пятидесятому кругу рассказывающего о том, как он благодаря смекалке заставил немецкий самолет врезаться в дерево. Война в финальной сцене прощания Лопатина и Нины, когда два человека, переживших мимолетный роман, переходят на «вы».

Герман неоднократно говорил, что этот фильм он снимал в противовес огромной массе бравурных фальшивок и одномерных спекуляций о Великой Отечественной, наводнивших советский кинематограф к середине 70-х. В итоге именно эта лента стала эталоном реалистического рассказа о безжалостном времени, которое нельзя остановить — война внутри, она отравляет все, и от нее не убежишь, как ни старайся.

"ИДИ И СМОТРИ"

«1985»

Режиссер Элем Климов

Подросток Флера (дебют в кино Алексея Кравченко) уходит к партизанам. Дома остаются мать и младшие сестры. Партизаны, однако брать Флеру в бой отказываются, оставив в лесу вместе с девушкой Глашей. То, что происходит в фильме дальше, описать словами вряд ли представляется возможным: попав под обстрел, Флера проходит все круги ада военного времени — начиная от смерти всех родных и заканчивая бесконечной сценой зверств фашистов в захваченной деревне. Кульминацией этой сцены стал горящий амбар, в котором сожгли всех селян, за исключением мальчика и полубезумной старухи.

«Иди и смотри» знаменит своей заключительной частью, когда Климов, вооружившись всеми подручными средствами, демонстрирует истинное лицо войны — морщинистого и поседевшего за несколько часов Флеру. И эти сцены, и игру актеров, и сюжетостроение «Иди и смотри» сегодня нередко подвергают критике — режиссер Андрей Эшпай, например упрекнул фильм Климова в дурновкусии. Критиковать и впрямь есть за что. Однако применительно к «Иди и смотри» уместно вспомнить фразу «победителей не судят». Элем Климов создал несовершенное, но, безусловно, великое полотно. «Иди и смотри» можно назвать самым страшным фильмом ужасов, основанным на реальных событиях.

ШЕДЕВРЫ

Классика военного кино

«Проверка на дорогах» (1971) Режиссер Алексей Герман

Дебют Германа, пролежавший на полке до начала «перестройки», — о перешедшем на сторону немцев военнопленном Александре Лазареве (Владимир Заманский), искупающем свою вину.

«А зори здесь тихие» (1972) Режиссер Станислав Ростоцкий

Душераздирающая картина о героической гибели девушек, обезвредивших 16 диверсантов в карельских болотах. Лидер советского кинопроката 1973 года.

«В бой идут одни «старики» (1973) Режиссер Леонид Быков

Растасканная на цитаты лирическая драма о буднях летчиков-истребителей. С 1974 года «Смуглянку-молдаванку» вся страна знает наизусть.

«Они сражались за Родину» (1975) Режиссер Сергей Бондарчук

Тяжеловесный батальный фильм по роману Шолохова с Шукшиным, Никулиным и Мордюковой в главных ролях. Выдающаяся операторская работа Вадима Юсова.

«Кукушка» (2002) Режиссер Александр Рогожкин

Выдающееся и немного абсурдное кино о дружбе народов — той самой, очищенной от пропагандистских смыслов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.