Лия Ахеджакова: комик без гримас
Актриса не прибедняется по поводу своего профессионализма, артистичности, но скромна. Зато рассказать о ней можно с помощью щедрых комментариев её коллег. Режиссёр Эльдар Рязанов, много работавший с ней, полагает: "Ахеджакова любит людей, и поэтому каждая роль, созданная ею, так привлекает самые разные слои публики. Её огромные глазищи излучают свет, притягательность, боль, нежность, и всё это проникает в сердца зрителей. Природа редко сотворяет чудо. Но в случае с Ахеджаковой ей это удалось"; "Но Ахеджакова никогда не старается просто развеселить зрителя, не корчит гримас в угоду невзыскательным вкусам. Она всегда погружена в образ и действует изнутри характера. Когда Ахеджакова вошла в роль, её можно смело ставить в любые новые, совершенно неожиданные обстоятельства — она никогда не выбьется из образа".
Дружеский шарж художника Константина Куксо
Не хочется уходить в патетику, покрывать Лию Меджидовну прижизненной бронзой, её вообще ничем покрывать нельзя, её хочется видеть без прикрас - живую, трепетную, искреннюю до изнанки души. Вот она после торжественной части кинофестиваля возле гардероба надевает берет, накидывает шарфик... Хрупкую фигурку перекрывает корпус парня в чёрном костюме - дескать, сейчас артистку не беспокоить! Но вряд ли и в его отсутствие кто-нибудь посмел, это же удача - просто быть рядом, наблюдать, есть ли в привычках актрисы движения незабвенной законодательницы мод Верочки из "Служебного романа". Эту роль актрисы называют среди самых любимых все почитатели Лии Ахеджаковой. А режиссёр фильма поделился предысторией: "Роль секретарши Верочки в пьесе "Сослуживцы" (по которой снят фильм, прим. М.С.) была иной, нежели в фильме "Служебный роман". Законодательница мод в "статистическом учреждении", молоденькая длинноногая хищница, желающая побыстрее и повыгодней выскочить замуж, практичная, бездуховная барышня — такой была Верочка в пьесе. В сценарии картины мне захотелось обогатить этот, в общем, довольно тривиальный персонаж. Мне очень импонировала мысль пригласить на эту роль Лию Ахеджакову. Мы с соавтором трансформировали образ, постарались "надеть" его на психофизические данные артистки. По сути, из прежнего характера мы оставили лишь одну черту — "законодательница мод". Мы понимали, что эти претензии секретарши при её занятной внешности дадут новый комедийный эффект. Когда урок Калугиной — как надо завлекать мужчин, нравиться им, какую походку следует выбрать, как одеваться — даёт Лия Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее".
Очень любим зрителями уморительный образ учительницы, подруги главной героини фильма "Ирония судьбы" Нади Шевелёвой, который Ахеджакову едва уговорили исполнить. Эльдар Рязанов рассказал: "Первое непосредственное знакомство с Ахеджаковой — как с актрисой, так и с личностью — покорило меня. Она сыграла подружку героини — роль практически не выписанную — так, что о персонаже Ахеджаковой можно написать целое исследование. За этой маленькой чернявой "училкой" вставал образ восторженной идеалистки, беззаветно преданной школе, отдающей всю свою жизнь делу воспитания детей. Ясно, что для нее слова Николая Некрасова: "Сейте разумное, доброе, вечное" — девиз жизни, её суть. Ясно, что школьники на её уроках, пользуясь бесконечной добротой учительницы, устраивали всякие каверзы, отчего она, наверное, не один раз рыдала. Ясно, что никакой личной жизни у неё нет и не было. Потому-то она так бескорыстно счастлива за свою подругу Надю, к которой пришла любовь. Какую сложную, неоднозначную гамму переживаний сыграла актриса, когда она во время поцелуя героев уходила на цыпочках, пятясь задом из квартиры подруги. Тут и любопытство, и сочувствие, и деликатность, и радость за подругу, и сожаление, что её-то саму так никто и никогда не целовал... После встречи с Ахеджаковой в "Иронии судьбы" я не мог представить свой следующий фильм без дальнейшего сотрудничества с замечательной артисткой".
Ещё одна яркая роль в рязановской картине - умопомрачительная маргинальная художница Фима в "Небесах обетованных", лучшем фильме 1991 года по версии читателей журнала "Советский экран". Лия Ахеджакова получила за роль той нищенки премию "Ника". Кстати, ядрёная реплика о Цусиме, адресованная генералу как вопрос, - импровизация актрисы, которую режиссёр оставил в окончательном монтаже ленты. Причём, роль не сразу понравилась артистке, она написала в своей книге о Рязанове: "Вполне допускаю, что в "Небесах обетованных" кто-то передо мной мог отказаться от роли. И подарил мне эту потрясающую возможность". Но далее её мнение изменилось: "От съёмок в "Небесах обетованных" у меня очень хорошее послевкусие осталось. Хотя физически приходилось довольно тяжело. Работали на холоде, в грязи, снималось всё на настоящей помойке, которая соседствовала с гранитной мастерской, где надгробные памятники делали. И я всё время за таким памятником переодевалась: в автобусе это сделать нельзя было, потому что массовка из-за холода не желала выходить. Я от этой помойки недалеко живу и иногда не выдерживала, ездила домой ночевать, там же переодевалась и ехала в рубище за рулем, так, нищенкой, и выходила из машины. Всё время хотелось закутаться: троллейбус, который по фильму был моим домом на помойке, не отапливался. Но, знаете, когда такая хорошая атмосфера, и работа спорится, и не болеешь".
Рязанов остался в восторге от работы Лии Меджидовны в этой картине: "Её персонаж — опустившаяся художница, бомжиха Анфимья Степановна (или просто Фима), обладает неиссякаемым запасом жизнестойкости. Ей наплевать на все условности, она, в частности, не стесняется и просить милостыню. Побираясь, она вносит в нищенство своеобразный артистизм и очаровательную наглость. Любит Фима и к бутылочке приложиться. Она остра на язык, находчива, презирает любое начальство, отрицает фальшивые ценности. Кажется, что Фима порхает по жизни легко и бездумно. Но в этой маленькой бесшабашной забулдыге живёт невероятное чувство собственного достоинства, она верный, преданный друг, нежная, любящая сестра, она снисходительна к житейским слабостям других, а в её сердце сохранилось нетронутое пространство для чистой, праведной любви, которая проявляется к отставному полковнику скрытно и целомудренно"
Сейчас Лия Меджидовна занята в нескольких антрепризных постановках, в том числе, в спектакле "Персидская сирень" по пьесе Николая Коляды. Драматург в одном из интервью охарактеризовал её: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа кряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она всё работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребёнка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно". Актриса и сама повторяет, что в роли ей комфортно, если легко и весело. В её книге есть воспоминание о съёмках сатирической комедии "Гараж", где роль Лены Малаевой писалась специально для неё: "Мне тогда и в театре ничего не светило, никаких ролей, и в кино за меня особенно не дрались. И вдруг такой мастер в полном расцвете сил пишет для меня роль, да ещё с нежностью, а потом я с такими актёрами снимаюсь! Конечно, это подарок, который окрыляет. Но, мне кажется, там есть какие-то несыгранные вещи. Потому что, играя, я должна быть абсолютно безответственна. Вот тогда у меня текут слёзы, тогда всё идёт легко".
На сайте режиссёра мы нашли и его воспоминание об этой работе. Эльдар Александрович рассказал: "На её долю выпал персонаж, который нёс в себе, если только так можно выразиться, "бациллу совести" ...Но нам казалось более правильным предназначить эту святую роль неказистой, как и её старенький "Москвич", матери-одиночке. Нам думалось, что, если всю бучу поднимет забитая жизнью, но не потерявшая главных критериев "шмакодявка", как её обзывают в фильме, это будет и более жизненно и более глубоко ...Но в этом случае от исполнительницы требовались исключительные личные качества. По моему мнению, Ахеджакова обладала ими полностью. Приступая к работе над фильмом, я сказал себе: "Если Ахеджакова не сможет по каким-либо причинам играть роль Малаевой, то я или отложу съёмки до того времени, когда она освободится, или же вообще не стану снимать картину без неё".
Удачным было сотрудничество и с другими кинорежиссёрами. На одном из "Кинотавров" последних лет нам довелось посмотреть сборник новелл "Четыре возраста любви". Лия Меджидовна была довольна своей ролью в одной из новелл, она такого мнения: "Во всяком случае, я попала в очень хорошую картину, это был дебют одного из наших ведущих операторов Сережи Мокрицкого, он называется "Четыре возраста любви". И мы с моим любимейшим другом и партнёром, и другом юности Игорем Ясуловичем сыграли одну новеллу – вот этот возраст любви, когда люди уже цепляются друг за друга, потому что прожили слишком большую жизнь, и уже не разойтись, не расстаться, поздно". Причём, "поздно" можно отнести и на счёт того факта, что пожилая супруга забеременела. А справку от гинеколога она показала мужу, когда они возвращались с похорон своего товарища-ровесника...
Актриса получила премию "Ника"-2007 в номинации "Лучшая женская роль второго плана" за исполнение псевдояпонки, официантки в трагикомическом артхаусе Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". Её героиня стала свидетельницей убийства. А вообще она в ресторане вот по какому поводу (цитата из фильма): "Хозяин наш решил, что у нас должны стоять самураи на входе, как у всех в японских ресторанах. А я должна изображать пожилую японку. С судьбой!" Во время пояснений "пожилая японка с судьбой" опрокинула рюмочку сакэ, достала из чёрного парика, усыпанного цветами, сигарету, прикурила и предалась пению в караоке. Актриса в этой картине спела сама, для чего ей нанимали преподавателя по вокалу. На форумах киносайтов встречаются реплики зрителей о том, что "японка"-Ахеджакова - главная фишка фильма.