Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Бергман и Тарковский: несостоявшаяся встреча

Развлечения
Бергман и Тарковский: несостоявшаяся встреча
Картины Ингмара Бергмана стали классикой мирового кинематографа / Фото: ИТАР-ТАСС
14 июля 1918 года родился шведский режиссёр Ингмар Бергман, автор таких давно ставших классикой кинокартин, как "Фанни и Александр", "Седьмая печать", "Земляничная поляна" и других.

"Для меня, - говорил Бергман, - было бы лучше, если бы я был неизвестен".

"Его фигура огромна, – писала кинокритик Майя Туровская. - Ведь в послевоенном мире кино было совсем не то, что сейчас. Оно действительно было важнейшим из искусств. Оно было средством общения. Кино приходило первым, а каждый кинофестиваль был событием. Кинорежиссёры тогда были главными людьми в культуре. И Бергман был тем, кто потряс наше воображение сильнее прочих. Он был великой фигурой. Шекспиром кино. Его талант был совершенно иной природы, нежели у итальянцев, которых мы также смотрели с упоением. Фильмы Бергмана - это северный мир с проклятыми вопросами".

Быть может, именно поэтому другой "северный" мэтр кино, Андрей Тарковский, так боготворил своего коллегу. В списке любимых фильмов Тарковский выделял сразу два фильма шведского режиссера – "Причастие" и "Персона".

"В фильме Ингмара Бергмана "Шепоты и крики" есть эпизод, о котором я часто вспоминаю, – говорил Тарковский. - Две сестры, ехавшие в отчий дом, где умирает их третья сестра, оставшись наедине, вдруг ощущают в себе прилив родственной близости, ту человеческую тягу друг к другу, которую не подозревали в себе еще за минуту до этого. И тут же возникает щемящее ощущение пробужденной человечности, которое тем более волнует, что в фильмах Бергмана такие мгновения мимолетны, скоротечны. Люди в его фильмах ищут и не могут найти контакта, и в "Шёпотах и криках" сестры тоже так и не могут простить друг другу, не могут примириться даже перед лицом смерти одной из них".

В фильме звучит виолончельная сюита Баха, она заменяет слова. Тарковский отмечает этот прием Бергмана, так как сам часто использует его в своих работах. В аналогичном "топе избранных" Бергман выделял киноленту "Андрей Рублёв". А в одном из интервью даже признался, что перед каждым новым фильмом пересматривает "Рублёва" заново, да и вообще не уставал выделять Тарковского, как самого великого из всех режиссеров: "Фильм, если это не документ, - сон, греза. Поэтому Тарковский - самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он - ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть".

Кстати, Тарковский, несмотря на то, что так ни разу и не пересекся с Бергманом, очень точно угадал "эти два раза" в творчестве Бергмана. "Персона" (1966) - художественный эталон киноискусства и "Шёпоты и крики" (1972) - который многие сравнивают, чуть ли не с "Реквиемом" Моцарта.

- В "Персоне" и "Шёпотах и криках", - говорил сам Бергман, - я достиг своего предела: я свободно прикасался к бессловесным тайнам, выявлять которые способен только кинематограф.

Двух мэтров многое связывало: оба тяготели к крайнему психологизму своих кинообразов и главными темами избирали кризис культуры и личности. Оба тонко чувствовали музыку, используя ее в своих картинах. Оба чуть ли не во главу угла ставили одиночество, Бергман изгнал сам себя на остров Форё, Тарковского изгнали из страны. Несмотря на многогранное созвучие, режиссёры так и не встретились, хотя несколько раз сталкивались чуть ли не нос к носу.

"В ноябре 1985 года, - вспоминал режиссер Михал Лещиловски, - когда мы с Андреем были на выставке киноплакатов в Доме кино в Стокгольме, я заметил выходящего из кинозала Бергмана, с которым Тарковский никогда не встречался, хотя оба хотели познакомиться. В тот раз встреча казалась такой естественной, что была почти неизбежной. Они видели друг друга на расстоянии пятнадцати метров. Меня потрясло то, что произошло дальше: оба повернулись, причем так резко, как будто заранее отрепетировали это движение, и направились в противоположные стороны. Так два великих мира сего разминулись, не соприкоснувшись". Правда, Бергман в своей книге "Латерна магика" описывал похожую сцену с побегом от Куросавы, которого также как режиссёра очень ценил.

Встречи Тарковского и Бергмана неоднократно назначались и отменялись – Бергмана нервировало обязательно присутствие переводчика в их беседе.

"Я не знаю, почему они не встретились, – вспоминала продюсер Анна-Лена Вибом. - Во время съемок на Готланде мы были совсем рядом с Бергманом и могли бы поехать к нему, но Форё - военная зона, и опять не получилось. Но когда мы снимали документальный фильм о съемках "Фанни и Александр", Андрей пришел тихо на съёмку, сидел и слушал, как Бергман рассказывает о своей работе. Бергман не знал, что это Андрей, и это была единственная их встреча".

Последний свой фильм, "Жертвоприношение" (1985), Тарковский снимал на "бергмановской" территории, в Швеции. Быть может, этот фильм стал главной встречей двух режиссёров. Тарковский очень боялся "повториться", снять по Бергману. Причин для этого было много: оператор Свен Нюквист, актёры, которых Тарковский любил с юности, пейзаж - все напоминало Бергмана. Действительно, атмосфера фильма во многом близка кинолентам шведского классика.

Когда "Жертвоприношение" должно было выйти на экран, Тарковский был уже тяжело болен. Анна-Лена Вибом попросила Бергмана написать Андрею. Он написал так хорошо, как только умел.

"Сюжет был в том, что если бы они встретились, они посмотрели бы в зеркало, – говорил режиссер Александр Сокуров. - Только Тарковский увидел бы в этом зеркале одно, а Бергман – другое… Они могли бы, встретившись, гулять и молчать - все, что им нужно было знать друг о друге, они знали и без слов".

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.