Любимый суп Энди Уорхола
Его откровенно заимствованные и растиражированные изображения Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, "Кока-колы" и супа "Кэмпбелл" буквально встряхнули мировое искусство. Это была эпоха обновления, популяризации массовой культуры и появления поп-арта. Популярность была колоссальной. На одной из выставок он даже выставил себя самого как свое произведение.
Творчество Энди Уорхола проявлялось в самых различных сферах, являя новый тип современного художника. Это бесчисленные шелкографии, многочасовые фильмы, вездесущий постоянно включённый магнитофон, созданный им журнал Interview, где звёзды берут интервью у звёзд, его Фабрика (так он именовал свою студию), выкрашенные в серебряный цвет волосы – все это Уорхол-художник.
Супы "Кэмпбелл" не были первой работой Уорхола. Художник и до этого уже создавал картины, в основе которых были самые популяризованные продукты и образы эпохи. Однако, узнав, что у него появился серьёзный конкурент в лице молодого и перспективного художника Роя Лихтенштейна, на тот момент ещё малоизвестный Энди решил, во что бы то ни стало "побить" конкурента. К этому моменту поп-арт находился ещё в зачаточной стадии, отчего каждый новый богемный шедевр становился настоящей сенсацией. Многие видели в поп-арте некий выход из кризиса, возможность более тесного контакта со зрителями, "истосковавшимися по предметности". Однако художники скорее отдалились от жизни - ведь действительность, предстающая в рекламе и на телевидении, имеет мало общего с реальностью обычного человека, который видит мир не только с точки зрения коммерции и предпринимательства. Поп-арт же старался двигаться именно в этом направлении, становясь в представлении обывателя яркой и оригинальной рекламной вывеской. Новые для изобразительного искусства технические приёмы позволяли воплощать образы, созданные, будто не рукой художника, а станком для штамповки.
Впоследствии Уорхол не раз высказывал удивление, - каким образом его, по собственной оценке, скромные эстетические упражнения вдруг получали ярлыки с четырёхзначными ценами? Видимо, срабатывал закон рынка искусства: чем больше художнику платят, тем более знаменитым он становится. А чем знаменитее творец, тем дороже выходят его творения. Ричард Хэмилтон, один из представителей лондонской "Независимой группы", определил содержание поп-арта так: "популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, шуточный, сексуальный, шикарный и Большой Бизнес". Пока другие представители поп-арта уверяли критиков, что, мол, они никоим образом не причастны к коммерческой подоплеке своих работ, Энди Уорxол открыто заявлял: "Это было бы прекрасно, если бы больше людей использовали трафаретную печать, так как никто тогда бы не знал, является ли картина моей собственной или на самом деле она принадлежит другому". Уорхол провозгласил акт "превращения художника в ротационную машину" своим заветным стремлением.
"Причина, по которой я пишу, состоит в том, что я хочу быть машиной, и я чувствую, что все, что я делаю наподобие машины, есть как раз то, что я хочу делать". "Фабрика" работала промышленным способом, тиражируя "шедевры" в неимоверных количествах. Шелкография - печать с литографического камня, перевод фотографии на покрытый эмульсией холст стала для Уорхола основным средством выражения. Свои первые шелкографии Энди Уорхол выставил в 1962 году. Они изображали банки супов "Кэмпбелл" и двухдолларовые банкноты. Существует несколько версий о том, как в голову начинающего художника пришла идея о создании "консервного" полотна.
Официальная версия гласит, что рождённый в бедной иммигрантской семье Уорхол в детстве часто был вынужден есть воспетый им впоследствии консервированный суп. Повзрослев и впитав широко распространенные тогда идеи нео-дадаизма (направления в искусстве и литературе, признающего бессмысленность существования), Энди попытался отразить свои убеждения в работе. По его собственным словам, картина представляет собой "сущность ничтожности". Другая версия (предлагаемая Тедом Кэри, близким другом Уорхола), гласит, что великий мастер эпатажа купил идею столь неоднозначного проекта у знакомого художника за 50 долларов. Первые супы "Кэмпбелл" в его исполнении появились в 1962 году. Они были исполнены в технике шелкографии, всего 32 картины с идентичными банками, располагаясь на стене в ряд, как на витрине магазина. Критики сразу разглядели Уорхола и стали утверждать, что работы молодого художника вскрывают пустоту, пошлость и безликость культуры массового потребления, когда образ вещи (мистический и глобальный) довлеет над самой вещью. Таким образом, обыкновенные банки с супом превратились в объект искусства. Так поп-арт прочно вошёл в массовую культуру, став самой яркой её частью. А супы "Кэмпбелл" превратились в "визитную карточку" Энди Уорхола. Художник возвращался к этому продукту ещё несколько раз. В 1970-е он красил их в психоделические цвета, а в 1980-е использовал в своих ретроспективах. Супы Уорхола были так популярны, что в мае 1969 года они вместе со своим создателем появились на обложке Esquire. Энди тонет в своем же творении, таким образом, символизируя упадок поп-арта. Это одна из знаковых обложек XX века.
В 2012 году компания Campbell Soup Company выпустила серию банок супа в психоделических цветах с цитатами самого Уорхола, отметив 50-летие появления полотен художника. Блестящий мастер саморекламы, Уорхол добился того, что стал восприниматься, как загадка. Пустота, вот что стояло за его искусством. "Если вы хотите знать все об Энди Уорхоле, просто посмотрите на поверхность моих картин, на меня и мои фильмы. За этим ничего нет". Он обвёл вокруг пальца весь мир, заставив восхищаться его картинами, книгами, фильмами, фотографиями, и искать в них смысл.