Классика кино останется черно-белой
Сюжет:
КиноГотовясь отпраздновать 90-летний юбилей, киностудия запустила программу по реставрации классический фильмов, прославивших отечественное кино. Программа, прямо скажем не коммерческая, фильмы в перспективе вряд ли будут иметь широкий прокат. Но тем и интереснее. Первым на реставрацию попал «Иван Грозный» - фильм давно стал знаковым в истории мирового кинематографа. К слову – картина в этом году отмечает семидесятилетие.
Пленка, на которую снят «Иван Грозный», из фильмофонда не выдается в целях безопасности. Она на нитрооснове, а значит, не только очень хрупкая, но и горючая. Запустить ее в проектор невозможно - порвется, поэтому пленка сканируется и фильм покидает пределы хранилища только в цифровом виде.
- В одной секунде киноленты 24 кадра. Мы получаем фильм, разбитый на отдельные кадры, с каждым из них мы потом работаем, - объясняет руководитель участка компьютерной графики Кирилл Сыроватко. - Первым в дело вступает «Архангел» - специальная компьютерная программа, которая производит первичную покадровую чистку фильма, убирая самые крупные погрешности. Картинка становится новее, сочнее и на этом можно бы остановиться. Но мы хотим сделать качественную реставрацию, а потому делаем доочистку – вручную на каждом кадре.
Работа, прямо скажем, кропотливая, требующая терпения и усидчивости. Но мосфильмовским профессионалам не впервой заниматься реставрацией, ведь вся классика советского кино, которую мы смотрим по телевизору, прошла через их руки. Однако впервые специалисты столкнулись с такой трудной задачей.
- Изображение качалось и мерцало, нужно было его стабилизировать, - начала объяснения Ирина Агафонова, главный специалист видеодепартамента Мосфильма, но, увидев на моем лице непонимание, тут же «перевела»: - Буквально на каждом кадрике были царапины, сколы, порванные склейки. Все это нужно было убрать.
Татьяна Кузнецова, реставратор ПК Телекино и тот самый специалист, который работает над каждым кадром, старается в свой кабинет посторонних не пускать.
- Требуется большая сосредоточенность на процессе, буквально по одному пикселю подбираю нужный цвет. Бывает, изображение просто отсутствует, оторван кусочек пленки. Тогда я восстанавливаю его из предыдущего и последующего кадра, беря оттуда недостающие части изображения, - рассказывает она.
Для чего же был затеян этот сложный и недешевый процесс?
- Конечно, с «Легким паром» регулярно закупают все телеканалы, — комментирует Кирилл Сыроватко. - Но «Мосфильм» запустил программу по реставрации картин, снятых именно на нашей студии. Маловероятно, что «Ивана Грозного» купит ТВ, как и «Александра Невского», к которому мы приступим в следующую очередь. Но их нужно сохранять, это же гордость нашего кинематографа!
Возможно, коммерческой ценности фильму прибавил бы цвет. Ведь современному зрителю трудно смотреть черно-бело изображение. Однако на вопрос о планах по раскраске киноленты специалисты ответили отрицательно.
- Это опасно, поскольку режиссер и оператор не закладывали «присутствие» цвета в изображении. И стоит только его добавить, как станут видны декорации, в которых фильм снимался, подкрашенные глаза актеров-мужчин, что делалось для большей выразительности взгляда и прочее. Наша задача просто сохранить фильм, а не добавить в него новое, тот же цвет, - поясняет Кирилл Сыроватко.
Записанный после реставрации в современном качестве фильм имеет все шансы обрести вторую жизнь. Им уже заинтересовались студенты-кинематографисты. Магию кино никто не отменял, и неважно, в каком году фильм появился на свет.
СПРАВКА
Художественный фильм «Иван Грозный» был снят в 1944 году. Это последняя работа кинорежиссера Сергея Эйзенштейна (1898–1948). Фильм состоит из двух серий, правда, сохранились фрагменты незаконченной третьей серии. Весь фильм черно-белый, за исключением двух сцен второй серии — пляска опричников и финальный эпизод. Сергей Эйзенштейн, режиссер театра и кино, художник, сценарист, педагог, вошел в историю как автор фундаментальных работ по теории кинематографа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кирилл Сыроватко, руководитель участка компьютерной графики:
- Я вполне понимаю тех, кто спрашивает нас — для чего же был затеян этот сложный и недешевый процесс? Но мы преследовали не коммерческие цели. Конечно, картину «Ирония судьбы...» регулярно закупают все телеканалы. Но «Мосфильм» запустил эту программу по реставрации фильмов, снятых именно на нашей киностудии. Маловероятно, что этот фильм купит телевидение, как и «Александра Невского», к которому мы приступим в следующую очередь. Но эти картины нужно сохранять. Это гордость нашего кинематографа!