Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

«Прирожденный язычник» Обри Бердслей

Развлечения
21 августа 1872 года родился знаменитый английский художник-график Обри Винсент Бердслей. «Черный алмаз» эпохи модерн, как называл его Сергей Маковский, он, несмотря на невероятно короткую жизнь, повлиял на целые поколения художников XX века, а в России и вовсе породил чуть ли не отдельную ветвь в изобразительном искусстве.

Феофилактов, Масютин, Нарбут, Кругликов, Чехонин и даже Врубель с Борисом-Мусатовым – все они, так или иначе, были подвергнуты «бердслеемании». Художник Бенуа в своих мемуарах писал о Бердслее, как о «Властителе дум, который в сильной степени повлиял на искусство (и на все отношение к искусству) самого среди нас тонкого художника – Константина Сомова».

Будучи гением миниатюры, Обри Бердслей, испытал глубокое влияние японского изобразительного искусства, что позволило ему в своих рисунках создать непревзойденный синтез Запада и Востока. Бердслей писал: «Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета».

«Anima naturaliter pagana» («Прирожденный язычник» - лат.), так назвал его английский поэт-символист и литературный критик Артур Саймонс: «Ни один художник нашего времени, тем более ни один рисовальщик не достиг более всемирной и в то же время более оспариваемой славы; никто не создал себе из таких противоположных элементов более индивидуальной оригинальности творчества; никто не имел такого большого влияния на искусство. У него была фатальная спешность тех, которым предначертано умереть рано».

Страшный бич эпохи – туберкулез - не дал Бердслею шансов стать профессиональным художником: он не посещал художественных школ, не написал ни одной большой картины и даже не имел при жизни персональной выставки. Большинство его работ - это книжные иллюстрации и рисунки.

«Я знаю, болезнь моя неизлечима, - писал он, - но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы…»

Слава пришла к нему в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура». Одной из отличительных черт его работ являлась утончённая эротичность. Уже в апрельском номере «Studio» 1893 года знаменитый критик Пеннель открыл дарование Бердслея.

Он стал популярен, его осаждали новыми заказами, а он, в свою очередь, поражал издателей быстротой сдачи работ. Правда, нередко он отказывался от «хороших» предложений. В том же году издатель Джон Лэйн предложил Бердслею иллюстрировать одноактную пьесу Уайльда «Саломея». Впоследствии Джон Лэйн горько пожалел о своем решении – иллюстрации вызвали не меньший скандал, чем немногим ранее сама пьеса.

Появившиеся шестнадцать рисунков-иллюстраций сразу же получили широкое распространение, вызвав восторги подлинных ценителей и бурю негодования стражей заветов.

Тем не менее, невозможно было найти более точный комментарий к духу и стилю Оскара Уайльда, как и трудно найти в мировом искусстве библейскую Саломею более выразительную, чем Саломея Обри Бердслея. «В иллюстрациях к "Саломее" Бердслей использовал до конца новую условность, которую себе создал: вместе взятые эти рисунки - его шедевр. Во всем современном искусстве нет ничего им равного. Можно проследить источники, выяснить, откуда они развились, но нельзя найти ничего, с чем их можно было бы сравнивать; они, безусловно, единственны в своем роде», - писал в 1898 году первый биограф художника Роберт Болдуин Росс.

«Прирожденный язычник» Обри Бердслей Фото: Wikipedia

Эта работа Обри Бердслея обогатила и значительно расширила возможности классического рисунка пером.

«Если в рисунках к "Саломее" есть недостатки, - продолжает Р.Росс, - то только в том, что строение рисунков как будто просит другой материал, чем перо и тушь... Они скорее отчеканены, чем нарисованы, и могли бы смело послужить девизами для панелей деревянного кабинета, для лиможской или восточной эмали».

В «Саломее» Бердслея лежат истоки декаданса, игравшего столь видную роль в жизни общества начала ХХ столетия, в том числе в России. Меломан и библиофил – вот титулы, которыми он гордился. О его любви к книге говорила и собранная им внушительная библиотека и сотни рисунков – для обложек, бордюров, заставок, виньеток, вензельных ключей и экслибрисов. Собственно, литература, переведенная Бердслеем в изысканнейший орнамент, и сделала его художником. Прежде чем родиться великим иллюстратором, Бердслей родился великим читателем.

Известный в свое время поэт Артур Симонс так описал свою последнюю встречу с Бердслеем: балкон респектабельного отеля, они вышли перед сном подышать прохладой. И вдруг Бердслей, торопясь и волнуясь, заговорил о звездах «там, наверху, о том, если еще существа, подобные нам, о странных путях, которыми, быть может, пришла и, наверно должна уйти душа».

С 23 сентября до 16 ноября в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) пройдет выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», на которой будут представлены более 150 рисунков и гравюр Бердслея к «Саломее».

Обри Бердслей – один из самых известных в нашей стране представителей британского искусства. Если говорить о XIX-XX столетиях – с ним может соперничать разве что Оскар Уайльд. Оба они стали предметом восхищения и подражания для целого поколения российских мастеров.

Утонченные сочинения Оскара Уайльда позволили самому широкому кругу читателей приобщиться к идеям эстетизма, а изысканные иллюстрации Обри Бердслея вдохновляли создателей первых российских художественных журналов. По мнению организаторов выставки, российские почитатели открыли для себя Уайльда и Бердслея в 1890-е годы в Петербурге, однако пик популярности обоих мастеров пришелся на 1900-е и связан в первую очередь с Москвой.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.