Сергей Сельянов: Отдых для творчества вреден!
Без него не случилось бы многого. Не случилась бы, к примеру, слава ставшего культовым фильма «Брат» Сергея Бодрова-младшего. И картин Алексея Балабанова. Это ведь он, Сергей Сельянов, стал их продюсером, а по сути популяризатором. Двигая вперед других, он и сам имел все шансы стать знаменитым режиссером...
- Вы были одним из любимых учеников Ролана Быкова?
- Я не могу ответить на этот вопрос. Раз Елена Санаева (вдова Быкова. — «ВМ») так говорит, может быть. Сам я не могу себе таких комплиментов говорить.
- Ваш режиссерский дебют — фильм «День ангела» — вы снимали перед Олимпиадой. Почему же он вышел в 1988 году?
- «День ангела» мы снимали в Туле, а пленку проявляли в Москве. И кое-что у нас пропало, пришлось переснимать. А пропало, потому что проявляли нашу пленку и вообще делали весь наш фильм нелегально — нельзя было тогда снимать кино без санкции государства. Это приравнивалось не то к самогоноварению, не то к изготовлению фальшивых денег.
- Вы, уже в роли продюсера, познакомили нас с творчеством Алексея Балабанова. А как вы с ним познакомились?
- Наше знакомство совершенно стандартно. Мы вместе поступили на Высшие курсы. Он — на документарно-сценарное отделение, а я — к Ролану Быкову. Жили мы в общежитии ВГИКа в Москве, на 16-м этаже, и просто оказались соседями. По-соседски поговорили пять минут о кино. Поняли, что одинаково на это смотрим — как на главное дело нашей жизни. Этого было более чем достаточно, чтобы завязались постоянные отношения. И потихоньку мы стали друзьями.
- Каким он был?
- Алексей был очень открытым. Это неправда, что он долго изучал кого-то, прежде чем допустить до себя. Просто не тратил время на тех, кто неинтересен. Никогда не изображал из себя генерала от кинематографа. Никогда не думал про деньги. Он их не любил, никогда материальным благополучием не интересовался.
- А вы?
- Зачем для творчества лететь на Канары? Это совершенно не нужно и даже вредно.
- Как проводите отпуск?
- Я особенно не отдыхаю, потому что не устаю от работы.
- Вы любите свою профессию?
- Конечно.
- Что вас на сегодняшний день волнует больше всего?
- Я человек спокойный, поэтому никогда никакого серьезного внутреннего дискомфорта не испытываю. А так… Хочется сделать еще много замечательных фильмов.
- Как вы все успеваете?
- Как говорил Есенин: Я божья дудка, я не сам пишу, а вот кто-то… Он садился и писал стихотворение ровно столько времени, сколько занимает собственно его запись. Так что дело не в таланте, а в том, насколько мозгов хватает и энергии.
- Сейчас модно критиковать Россию…
- Мой отец был военный летчик-истребитель, и я мог родиться где угодно в пределах Варшавского договора. Но я появился на свет на берегу Онежского озера, в городе Олонец. Посетил его недавно. И там полгода прожил. Мое место вполне. Но родиной своей считаю Подмосковье, где в деревне Луковня каждое лето проводил... Вообще среднюю Россию я ощущаю своей землей — ее я в себе ношу, поэтому везде здесь мне хорошо, в средней полосе.
- У вас есть девиз?
- Опора на собственные силы — это конфуцианский, наших китайских соседей, девиз, и мой тоже. Есть еще один — пусть расцветает сто цветов. Тоже конфуцианский. Благодаря Мао Дзэдуну это все было популяризировано в мире. Это имеет отношение к кино. Я люблю разное кино производить и считаю, что оно должно быть разным. В многообразии сила, залог развития. Вообще это хорошо, когда цветы разные, когда не только ромашки.
СПРАВКА
Сергей Сельянов родился 21 августа 1955 года в Олонце (Карело-Финская ССР). Продюсер более 40 художественных и документальных фильмов, среди которых «Олигарх», «Война», «Брат» и «Брат 2», «Бумер 2», «Жмурки», «Груз 200», «Шультес», «Тюльпан», «Морфий», «Кочегар», «Антон тут рядом», «Кококо».