Самоуправление и Рада при Иване Грозном
Специалисты оценивают его в контрастных суждениях. Обыватели приучены к версии о свирепом самодержце, обладателе гарема, сыноубийце. Гораздо менее известно, что при его правлении произошли коренные реформы во благо трудящегося люда.
Московский пожар опалил бороды боярам
Иван Васильевич сел на трон 13-летним, был великим князем Московским и всея Руси, а с 1547 года - первым царём всея Руси. Самые известные факты о периоде его правления: картина Ильи Репина убеждает, будто самодержец заколол своего сына, но это опровергается многими свидетельствами; свирепый царь устраивал репрессии, но цифры жертв в десятки раз меньше, нежели у королей-соседей; были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены к Руси Западная Cибирь, Башкирия, Область войска Донского и земли Ногайской Орды. В результате территория страны к концу царствования Ивана Грозного увеличилась почти в два раза, стала размером больше всей остальной Европы. И как было удержать в подчинении это "лоскутное одеяло"? Пригодились решения, выработанные Избранной Радой, которая провела реформу военной службы и судебной системы; изменила рычаги и методы государственного управления, в том числе, при помощи элементов самоуправления, например, - созывы Земских соборов.
Во многом надоумили юного царя его наставник - священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и советчик Алексей Адашев из не очень знатного рода костромских вотчинников Ольговых. Но для обращения к ним и другим мудрым мужам государства образовалась предпосылка. Пока на троне сидел малолетний князь Иван, бояре безгранично распоясались, фактическая власть переходила из рук в руки между его родственниками со стороны отца и матери. Население прогибалось под непосильными и неравномерными налогами. А тут - немыслимый пожар, лишивший промысла и жилья многих рабочих горожан и ремесленников. Стихии приписали магический источник, обвинили Глинских (родственники по материнской линии) в умышленном истреблении простого народа, почти уничтожили эту ветвь физически, угроза приближалась к 17-летнему Ивану Васильевичу. Это случилось в 1547 году, известно как Московское восстание. Оно подтвердило - существующее государственное устройство неэффективно. Что мог противопоставить разъярённой стране подросток? Не многим известно, что он по научению наставников пригласил для решения проблемы не приближённых к своей особе, а прогрессивно мыслящих людей. Так вокруг него сформировалось неофициальное правительство - Избранная Рада.
Мавр сделал своё дело, мавр может уходить
Задача защиты царя при бунтах определила создание стрелецких войск, просуществовавших на Руси полтора века и распущенных реформатором Петром Великим. В целом, в деле воинской повинности навели хороший порядок. Служилые были из высшего света, с рождения приписанные к полкам, а в 15 лет отправлявшиеся на службу. Благородных мужей, не отдавших родине воинский долг или вместо него - чиновничий, считали вторым сортом. Простолюдины служили примерно как нынешние контрактники - жили в поселениях, где им давали наделы с домами, заводили семьи, а при первом военном сигнале становились под ружьё и отправлялись в бой. Тогда тоже были наёмники - иностранцы, но их численность придерживали до двух тысяч солдат во избежание вредоносных формирований со своими целями.
Далее озаботились моральным спокойствием в стране. Перво-наперво ввели единую государственную пошлину, чтобы никакие регионы не чувствовали себя ущемлёнными и обижаемыми. Земельный налог также стал единым для единицы площади. А чтобы местные правители не самовольничали с царскими цифрами, построили вертикаль власти, так что, это не новое, а средневековое изобретение. Да и местных управленцев передали на госсодержание, а ранее они жили за счёт своего населения. Денежные и натуральные сборы с крестьян и ремесленников тоже урегулировали. За тяжкие преступления вроде грабежей и разбоя, а также к ним приравняли взяточничество, ввели суровые статьи для наказания, что отразили в новом "Судебнике" 1550 года.
Представьте, была при Иване Грозном и номенклатура - совсем как "пятнашки" партийными кадрами в СССР. Называлась она тогда - Дворовая тетрадь, это был список государевых людей, которых перекидывали с высокой должности на высокую должность. Попросту говоря, "попал в обойму" и крутишься. Обнаруживаем, что и эта структура - средневековый приём. Чиновники центрального аппарата контролировали регионы, это были современным языком - министры. А по-старому ведомства назывались - приказы. На местах там стояли дьяки, умышленно, в противовес боярам, из неродовитых, но образованных людей. Так знать лишилась своего представления на территориях необъятной Руси, приказы напрямую исполняли волю царя. И когда система отладилась, Избранная Рада перестала быть для Ивана Грозного необходимостью, государство было во власти самодержца всея Руси, зачем посредники. В 1560 году Избранная Рада перестала существовать.
Бей своих, чтоб чужие боялись
Опричнина - от древнерусского слова "опричь", что значит - "особый". Нечто обособленное. Так назвал Иван Грозный земли в стране и улицы в Москве, которые записал в своё личное полное пользование, они были не под государственной властью. Так назывался удел царя с особой территорией, войском и государственным аппаратом. И так же назвали систему чрезвычайных внутриполитических мер царя Ивана Грозного в 1565–1572 годах ради укрепления самодержавия путём борьбы с боярско-княжеской оппозицией. Опричнина применяла казни, репрессии, земельные конфискации.
Земские служилые люди в 1566 году обратились к царю с требованием об отмене опричного режима. Дворяне потребовали немедленного упразднения этих порядков из-за нестерпимых бесчинств опричников. В акции приняли участие более 300 знатных людей, среди которых были бояре-придворные, одним словом - сливки общества. Иван Грозный не только с гневом отклонил ходатайство, но и кинул земских за решётку полномочиями, данными как раз указом об опричнине. Правительство не посмело томить в тюрьмах высокое дворянство, через пять суток их выпустили, но 50 активистов подвергли торговой казни - побили палками на рыночной площади. Им повезло больше, нежели князю Василию Рыбину-Пронскому, боярам Ивану Карамышеву и Крестьяну Бундову - тех казнили обезглавливанием.
Резонанс от выступления оппозиции и итогов его подавления взволновал Европу. Русским пришлось делать специальное заявление о случившемся. Дипломаты о казни высокородных дворян, членов Земского собора заявили: "государь сыскал, что они мыслили над государем и над государскою землёю лихо, и государь, сыскав по их вине, потому и казнити их велел". Далее опричники продолжили террор, и деятельность Земских соборов, то бишь, самоуправление, постепенно угасла.