Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

То, что собой являет русский человек, и породило культуру

Развлечения
За прошедшие 10 лет Захар Прилепин написал 11 книг, создал музыкальную группу «Элефанк», снялся в нескольких фильмах, изъездил с выступлениями всю Россию и не только
За прошедшие 10 лет Захар Прилепин написал 11 книг, создал музыкальную группу «Элефанк», снялся в нескольких фильмах, изъездил с выступлениями всю Россию и не только / Фото: РИА Новости
На завершившейся в минувшие выходные Московской международной книжной выставке-ярмарке роман Захара Прилепина «Обитель» был назван одной из книг года. Всего же за прошедшие 10 лет Захар написал 11 книг, создал музыкальную группу «Элефанк», снялся в нескольких фильмах, изъездил с выступлениями всю Россию и не только. Интереснее, впрочем, другое: Прилепину, о чем бы он ни говорил, удается затронуть самую суть.

Мысли имеют национальность!

— Это естественно. У народов разные языки, живут они в разных географических условиях, имеют разную историю, поэтому и чувствуют по-разному. Без этого не было бы национальных культур, национальных мифологий, национальных танцев и так далее. Мне кажется, русские — больше идеалисты, может быть, даже романтики. Мы чаще других говорим громкие слова и верим в них. Но, знаете, у каждой этой черты, которую мы можем представить так красиво, есть и оборотная сторона. Да, русские люди больше склонны к такой вот отстраненности, нас отличает не зацикленность на материальных ценностях, во всяком случае, мы точно не ставим их во главу угла. Наверное, это связано с привычкой к каким-то лишениям. Не случайно мы в процессе самых разных исторических деяний получили такую огромную территорию, зачастую не очень приспособленную к жизни.

Эта мысль не нова, и не комильфо ее произносить, но для русского человека его жизнь действительно не является абсолютной ценностью, как для представителей многих других наций. И это очевидно по результатам деятельности русского человека. Он беспрестанно воевал, осваивал, что-то где-то вспахивал там, где и не пашется. И за это ему была дарована эта земля и космос над ней. И, кстати, совсем не случайно, что в космос он тоже шагнул первым.

Но при этом такой человек может не испытывать жалости не только к себе, но и к кому-то другому, в том числе к ближайшему соседу. Он, с одной стороны, сентиментальный, с другой — жестокий. И это тоже русский человек. Какие-то вещи, которые для западного человека являются принципиальными, для него — пустой звук. Он их вообще не рассматривает в качестве основы для поведения.

Мы не плохие. Мы — особенные

— Но я, поскольку сам русский, отношусь к этому спокойно, попустительски — ну есть и есть (смеется). Мне больше нравится только с лучшей стороны рассматривать родные национальные черты и результаты их проявлений.

Когда говорят русскому человеку: посмотри, и выглядишь ты отвратительно, и дом у тебя разваливается, и со своим соседом ты ведешь себя дурно, и твои дети-подростки — наглецы, и женщины какие-то не такие, и старики… Что-то может быть правдой или отчасти правдой. Но людям, которые все это произносят, в голову не приходит одна простая вещь: то, что собой являет русский человек, русский характер и русская история, — это все вместе и породило ту самую культуру, которую ценят даже эти вот критики всего русского. Породило и великую русскую литературу, и музыку, и философию, и географию, и историю, в том числе и несколько мировых побед, спасших жизнь человечеству. А они надеются словно ножницами: тут мы обрежем, этот кусочек оставим, а тут тоже обстрижем, а здесь рубанком все снесем — и получится отличный образец русского человека.

А то он негодный какой-то, давай мы его цивилизуем! Потому что у него, как недавно сказал мой товарищ Андрей Архангельский, тысячелетний опыт тоталитарного рабства, а русская идея — это вообще симулякр… Так вот, давайте мы вырежем этот тысячелетний опыт рабства, потом симулякр этот смоем мочалкой с мылом, и тогда получится прекрасный человек, похожий на Андрея Архангельского. Нет, не получится. Будет что-то другое, которое уже не есть русский человек. И он не станет уважать эту культуру, не станет ее воспроизводить, не будет обладать этой географией и не будет иметь на нее право, тем более права на наследование деяний своих предков. Вот это надо понимать. Что вот мы с этим и есть мы. Это не значит, что надо оправдывать свое какое-нибудь зверство. Надо просто отдавать себе отчет в каких-то вещах.

Люди вышли из морока!

— Я выступал какое-то время как неостановимый и принципиальный критик власти. Но есть ряд деревень, которые для меня являются показателями происходящих в стране процессов. Это та деревня, в которой я родился и в которую каждый год возвращаюсь, и некоторые другие. Я помню, как они выглядели 15, 10 и 5 лет назад. Большая разница. 15 лет назад там был полный крах. Происходило постоянное отмирание и вымирание, а потом вдруг раз — включились какие-то обратные процессы. Они, может, не привели к тем результатам, которых я бы ожидал, но очевидно, что многое изменилось. Люди собрались, люди вышли из того морока, обморока и научились соизмерятся с этой, прямо скажем, совсем не симпатичной действительностью, стали из нее как-то подпитываться.

И вот это качество русского человека — живучесть его — во мне вызывает радость. Нельзя сказать, что в государстве совсем ничего не происходит. Что-то происходит. У этих людей домики уже обустроены, асфальт положен, рядом с домиком стоит машинка, дети начинают рождаться, школу починили, церковь построили… Но много деревень вымерло все-таки, а это трагедия.

Отчасти это происходит от того, что горожане получили какие-то возможности и сверхвозможности (зачастую нелегальные) получения средств. При этом они насытились материальными благами цивилизации или квазицивилизации, и начался все более усиливающийся отток людей из городов. Пример той деревни, из которой я только что приехал: когда я там 10 лет назад строил свой дом, обустраивал на месте дома дедушки моей жены, там не было почти никого. Пустая деревня, в которой оставалось шесть умирающих или спивающихся жителей. Машина моя там была первой. Через год появился еще один дом. Через три года — пять домов. Сейчас там уже 20 новых домов стоят. Потихоньку перебираются: тещу отвезли, собачку отвезли, кто-то уже на пенсию вышел и переехал. Это уже другая деревня. Пусть это не тот русский лад, о котором писал Василий Белов, не русское крестьянство в чистом виде, но все равно — природа, твоя близость к земле, она все равно оставляет отпечаток на твоем поведении.

СПРАВКА

Захар Прилепин (настоящее имя — Евгений Николаевич Прилепин) родился 7 июля 1975 года в деревне Ильинка Скопинского района Рязанской области. Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах. Автор книг «Патологии», «Санькя», «Черная обезьяна», «Обитель» и др. Финалист премии «Русский Букер десятилетия», «Национальный бестселлер»...

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.