Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Олег Табаков: «Без смелости и эксперимента нет современного театра»

Развлечения
Московский художественный театр имени А.П. Чехова отмечает свой 116-й день рождения – именно 26 октября 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» открылось детище Станиславского и Немировича-Данченко - Московский художественный общедоступный театр.

А 30 октября худрук МХТ Олег Табаков по традиции вручит «Чаек» (золотые, серебряные, бронзовые почетные знаки) артистам и работником легендарного театра. В интервью «Вечерней Москве» Олег Павлович рассказал о традициях мхатовской сцены, ее будущем и своей жизни в искусстве.

МОЙ КАБИНЕТ ХРАНИТ СЛЕДЫ И ЗНАКИ ТОГО, КАК ПРОХОДИТ ЖИЗНЬ

- Олег Павлович, бытует мнение, что театр – это государство в миниатюре. Вы так хорошо руководите театром, могли бы возглавлять и государство?

- Не хочу рассуждать на тему «театр – государство», но всегда был убежден в том, что в театре должен царить просвещенный абсолютизм. Иначе эта система не работает. И я, к сожалению, не великий менеджер, а если говорить о художественном театре, скорее, кризисный менеджер.

- В вашем кабинете в театре хранится множество интересных реликвий…

- Это все не реликвии, а просто знаки моей жизни, следы того, как проходит жизнь. Я к ним привык.

- Когда смотришь на цифру 116, становится немного не по себе. Больше века – это срок. А какой сезон, на вашей памяти, был самый счастливый?

- Счастливый сезон – это когда рождается хороший спектакль. И таких было немало. Я радовался, когда Володя Машков поставил в театре комедию «13». Я тогда только возглавил МХТ. С этим спектаклем в театр вернулась публика. Может быть, это был самый успешный спектакль десятилетия… А вот совсем недавно наш молодой актер Саша Молочников сочинил спектакль «19.14». Кабаре – на малой сцене. И меня вот уже несколько дней не покидает чувство радости от этой работы. Талантливо проявился не только режиссер, но и вся команда актеров. Ради таких мгновений и существует театр.

- Современный театр склонен к экспериментам. На ваш взгляд, оправданы ли они?

- Без смелости и эксперимента нет современного театра, и тем более художественного. Поиск талантливых режиссеров - часть моей работы. Я их проверяю, а если после проверки оказывается, что они только смелы, но не очень талантливы, в театр больше не зову.

УЧУ АКТЕРОВ НЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА, А ДЛЯ СЕБЯ

- В этом году исполняется пять лет актерскому колледжу Олега Табакова. Уже можно делать первые выводы?

- Для выводов пора не наступила. Вот пройдет еще какое-то время, я вам отвечу. Актер должен начинать рано, и это давнее мое убеждение. Оно доказано судьбами первых студийцев из «Подвального театра», который вырос из драматического кружка при Дворце пионеров на улице Стопани. Тогда, в 1974-м, я отсмотрел три с половиной тысячи подростков, и из них отобрал полсотни. В том списке были Игорь Нефедов, Алексей Селиверстов, Лена Майорова, Андрей Смоляков, Миша Хомяков, Александр Марин… Теперь некоторые из них преподают в нашем театральном колледже на улице Чаплыгина. А абитуриент - и тогда, и сейчас - встречается одаренный. Кого больше – мальчиков или девочек? По-разному. В этом году выпускников-дипломников было 19 человек. Половина мальчишек, половина барышень. В следующем году закончит уже 12 человек, тоже поровну. А поступило – 24! И не по половому признаку тут отчисляют. Я довольно сурово провожу селекцию, потому что учу не для государства, не для чужого дяди и тети, а для себя, для своего театра.

- Многие ваши ученики признаются в интервью, что вы для них бог. Что делаете, чтобы заслужить такое отношение?

- От учеников я никогда не требовал восхищения моей персоной. Я пытался вырастить их в любви не к себе, а к нашей прекрасной трудной веселой профессии.

- Вы сами работали с великими режиссерами, еще будучи студентом Школы-студии МХАТ, снялись у Анатолия Эфроса в фильме «Шумный день». Судя по той роли, Эфрос видел в вас «социального героя»…

- Не знаю, каким меня видел Анатолий Васильевич, он ведь не очень любил характерных артистов. И даже иногда говорил, по крайней мере мне так передавали, что «Табаков после «Шумного дня» не в ту строну пошел». Но сам Эфрос, о чем могу сказать твердо, был одним из самых могучих режиссеров в моей долгой жизни. Это гораздо важнее, чем то, что в меня после «Шумного дня» стали влюбляться девушки.

- Станиславский говорил, что актер должен оставаться ребенком. Удалось ли вам выполнить это наставление?

- Для меня все началось в родном Саратове. И Саратов, и юность свою, и Дворец пионеров, и бабушку, и учителей, вспоминаю часто, возможно, даже больше, чем надо. В этом смысле я питаюсь своим детством - вполне по Станиславскому.

ЕСЛИ ТЫ НЕ ПОЭТ, ТО И ГРАЖДАНИНОМ ХОРОШИМ НЕ БУДЕШЬ

- Ваши родители были врачами, спасали в годы Великой Отечественной войны людей. А что для вас значат слова «не навреди»?

- Заповедь «не навреди» всю жизнь помню. Уверен, что в нашем актерском деле это не менее важно, чем в медицине. Так же важно, как понять своего героя, донести его нравственный выбор до зрителя. В спектакле «Копенгаген» я играл физика-ядерщика Нильса Бора и не раз задумывался: создание ядерной бомбы – величайшее зло или средство поддержания мира на земле? Я много раз встречался с нашими знаменитыми ядерщиками. И диалектику изобретения ядерной бомбы, самочувствия человека, который изобретает такое оружие, кажется, довольно хорошо чувствую.

- Как-то вы сказали, что в детстве получили огромный запас любви от мамы и бабушки. Унаследовали от них этот редкий дар безгранично любить своих детей, внуков?

- Любовь к родным и близким – ну, это ж естественно для любого нормального человека. Но я не очень люблю такие размашистые эпитеты: огромный запас, безгранично любить… Жизнь складывается по-разному, особенно такая долгая жизнь, как моя. И отношения с самыми близкими людьми - часто самые сложные отношения.

- Ваш сын Павел Табаков, по единодушному мнению критиков, настоящий актер, хорошо сыграл в картине Анны Меликян «Звезда». А вам его работа понравилась?

- Павел только начинает свою актерскую жизнь. То, что он рано начал, я приветствую. Думаю, у него все еще впереди. А определения «актер – не актер» употреблять не буду. Рано.

- Олег Павлович, а какое звание для вас самое важное: актера, учителя, художественного руководителя, отца, мужа, гражданина?

- Не могу я выбрать. На мой взгляд, это вообще ложный выбор: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Честное слово, если ты не поэт, то и гражданином хорошим не будешь.

- Сегодня весь мир следит за конфликтом на Украине. Как творец, человек, верящий в объединяющую силу искусства, что бы вы сказали людям, сражающимся на этой войне?

- Что касается событий, происходящих на Украине, так скажу: всей душой надеюсь, что это скоро закончится. Душа болит у каждого русского человека, а в моем случае не просто русского, а того, в жилах которого течет и украинская кровь. Вот и все.

СЕЙЧАС Я МОГ БЫ СЫГРАТЬ ПОНТИЯ ПИЛАТА

- Вы не скрываете, что роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова ваш любимый. Почему же тогда не участвуете в спектакле по этому произведению, который идет на сцене МХТ?

- Роман действительно очень люблю. Наверное, в разные годы многих героев этой книги мог бы сыграть. Сейчас, например, думаю, мог бы сыграть Понтия Пилата. Но если честно - это так, абстрактные рассуждения. Серьезных планов у меня нет.

- В связи с Булгаковым не могу не вспомнить о так называемом «квартирном вопросе». Когда же состоится новоселье театра «Табакерка» в новом здании на улице Гиляровского? Будет ли перенесен дух «подвального братства» в новое помещение?

- Здание новой «Табакерки» откроется в начале следующего сезона. Идет самый трудный завершающий этап – оборудование сцены, без чего театр не живет. В этом театре актерам будет удобно работать: там очень правильное, так мне кажется, количество зрительских мест – 450. А что касается духа «подвального братства», то, надеюсь, от перемены пространства он нас не покинет. Но очевидно, что уже не будет «подвальным».

- Олег Павлович, вы – человек команды, руководитель, за которым стоит большой коллектив. Но художник, по уверениям великих, всегда одинок. Как удается совмещать такие противоположные и противоречивые состояния?

- В творчестве немало вещей и ситуаций, которые решаешь только ты. И отвечаешь за это всей своей жизнью. Но театр по природе - компания, команда. И если ты этого не понимаешь, тебе не надо этим делом заниматься.

СПРАВКА

Московский художественный театр (МХТ) открылся в 1898 году спектаклем «Царь Федор Иоаннович» по произведению А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж». В 1902-м переехал в Камергерский переулок. Началом театра считают встречу его основателей Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «художественно-общедоступный» театр носил недолго: в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.