Новая песня о старом. Камерный театр отмечает столетие
Корреспонденты «ВМ» побывали на репетиции постановки, чтобы увидеть, как она рождалась…
- Спектакль кончился под бурные овации! На следующий день отозвались все газеты!
-После гастролей Камерного невозможно смотреть «Федру» «Камеди францез»! - в репетиционном зале играется сцена парижских гастролей Камерного театра. Вот - отзывы газет, а вот – уже прощание на вокзале…
Краткий экскурс в историю: Театр им. Пушкина появился в 1950 году в здании легендарного когда-то Камерного, который в 1914 году основал режиссер Александр Таиров вместе с актрисой и женой Алисой Коонен, игравшей все ведущие роли репертуара. 35 сезонов театр был легендой, на его зарубежные гастроли было не попасть. В 1949 году, во время кампании по борьбе с космополитизмом, Таирова уволили из Камерного, чуть позже режиссера и его музу, жену и ведущую актрису, Алису Коонен перевели в Вахтанговский, но к работе там Таиров так и не приступил, скончавшись в сентябре 1950. Алиса Коонен пережила мужа на 25 лет, но на сцену никакого театра больше не вышла. История Камерного долгие годы была забытой. Но в Театре имени Пушкина решили, что так быть не должно
Специально написанная пьеса к столетию Камерного собрана драматургом Еленой Греминой как калейдоскоп — из документов, стенограмм, записей Таирова и Коонен. В этом калейдоскопе картинки – яркие моменты из 35-летней жизни Камерного театра, в здании которого сейчас находится Театр им. Пушкина. А главный герой этой постановки- конечно же, театр. Вернее – Театр. Потому что только так его понимали основатели Камерного, Александр Таиров и Алиса Коонен.
— Я заболел идеей рассказать эту историю, но боялся придуманных сюжетов, — признается режиссер постановки, худ рук Театра им. Пушкина Евгений Писарев. — Не хотелось, чтобы в уста этих людей вкладывали какие-то придуманные тексты, потому что их жизнь была настолько яркой, полной страстей, расставаний, влюбленностей, мирового успеха, неудач… Их жизнь сама по себе — прекрасная, потрясающая пьеса, поэтому я позвал в помощники драматурга Елену Гремину.
В итоге в двухчасовом действии соединятся и документальные эпизоды, сыгранные на одной половине сцены, и эпизоды из постановок Камерного театра, которые в исторических костюмах будут воспроизводить актеры Театра имени Пушкина на другой половине. А между половинами сцены – тонкая вуаль.
Актеры покажут три возраста Александра Таирова и три возраста Алисы Коонен (среди исполнительниц этой роли, кстати, две настоящие звезды театра – Александра Урсуляк и Виктория Исакова)
- Мы не играем Алису, Таирова, мы прочитываем книгу жизни и транслируем ее с каким-то нашим отношением, - говорит Виктория Исакова. - Мы пытаемся воссоздать части репертуара, который тогда игрался, части спектаклей. Алиса Коонен играла почти весь репертуар и это наш поклон великой актрисе.
Виктория признается: историю Камерного она изучала и раньше, но работа именно над этой стала своеобразным мостом между эпохами.
- История нашего театра -это история Алисы Коонен и Александра Таирова, основателей Камерного театра, - продолжает Виктория Исакова. - И эта работа – возможность прикоснуться к этим бесконечно талантливым людям. Возможность передать ту эпоху. И это, как ни странно , соединяет нас, нашу труппу. Мы узнаем историю труппы Камерного театра, узнаем, как рождались спектакли, и это нас соединяет, получается такая перекличка времен.
Кстати, главное слово в названии спектакля – посвящение.
- Спектакль этот решили никак не называть, просто сделать спектакль-посвящение, - говорит Евгений Писарев. Потому что это посвящение, послание наше Александру Таирову и Алисе Коонен о том, что мы их помним и любим как прекрасных, нежных, страстных, верных друг другу людей, которые невероятно любили друг друга и по-настоящему посвятили друг другу жизнь.