Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Теперь мы уже не поссоримся

Сюжет: 

Скончалась народная артистка России Римма Маркова
Развлечения
Теперь мы уже не поссоримся
Римма Маркова на вечере, посвященном 90-летию Владимира Этуша / Фото: Persona
Своими воспоминаниями о компании актеров и журналистов с читателями «ВМ» делится писатель Александр Купер. Жаль только, что поводом для этих воспоминаний стало известие о смерти замечательной актрисы и изумительной женщины - Риммы Марковой...

С Юлианом мы жили в подъезде одного дома на улице Народного Ополчения. И крепко дружили. Называлось – «ополчались»… Он часто поднимался к нам, на 16-ый этаж, приводил друзей, ставил свой новый диск… Рассказывали байки. Юлик заразительно хохотал. Тогда мы все звали его Юликом, и он был очень веселым человеком. 

А с 16-го этажа открывался потрясающий вид на Москву конца двадцатого века. «Ревущие 90-е» позже назовет те бурные годы еще один мой дружок, писатель Гринберг. И компания наша тогда тоже была бурной. Стасик Садальский – балагур и верный товарищ. В коридоре той квартиры на 16-ом этаже висела золотистая табличка «Квартира имени Садальского». Если бы не пробивная сила и популярность Стаса, никогда у меня не было бы роскошной, по тем временам, «трешки». Махмуд Эсамбаев – всемирно известный танцор в кавказской папахе, со Звездой Героя Соцтруда на лацкане великолепного пиджака и с повадками английского лорда. Римма Маркова – ее звали «королевой эпизода», а мы шутливо называли артистку Рим Василич. За громовой голос, властность и резкость суждений. Надо ли говорить о том, что все они были народными любимцами, и по улице с ними ходить было затруднительно.

Выстраивались очереди за автографами. Стасик Садальский любил десанты в народ. После очередной премьеры, он стремительно увлекал нас «к ларику». Так называлось распитие шампанского вина в ночи у одного из ларьков, которые в те времена шанхаисто оккупировали столицу. Через пять минут вся ночная улица пила шампанское со своим любимым Кирпичом. Садальский сердился. Он не любил роль карманника. Мы все знали, что Стасик может сыграть и Гамлета, и шута в «Лире». И Барик был с нами, и «нанайцы». И Боря Вольнов, коммерсант и добрый человек. Именно он придумал слоган нашей компании – «Нас никто никогда не поссорит». Стоит, пожалуй, добавить еще одно. Римма сразу стала называть меня Шурой. Она входила в кабинет главного редактора самой желтой газеты страны, и, потрясая страничками, басила: «Шура! Вот это дерьмо ты не должен печатать!» Или она звонила мне и кричала: «Шура! Что-то мы давно не ополчались!» До Марковой Шурой меня называли три человека – мама, Садальский и Астафьев. Причем, писатель это сделал, как и Римма, в первые минуты знакомства. Мы сплавлялись по Енисею и забрели к нему в Овсянку.

Мне всегда было интересно: как они догадались, что на самом деле я не Сашка, не Александр Иванович, а Шура?! И уж совсем не Алекс, как меня стали называть после работы заграницей. Садальский называл меня Шурой, потому что мы были с ним одного года, родились с разницей в несколько дней и оба были воспитанниками интерната. У интернатовских свои законы, и они быстро узнают друг друга… Но как догадалась Римма?

Однажды, Садальский шел к нам в гости с Марковой и в подъезде встретил Юлика с Мордюковой. Нонна жила неподалеку в Крылатском, с Юлианом они дружили. Через десять минут мы все сидели на нашей кухне. И лучшего «ополчения» я не припомню. Уже тогда Нонна по версии английской компании «Кто есть кто?» вошла в «десятку» величайших актрис мира. Понимая, что случайная встреча может стать в моем репортерстве значимой, я поздно ночью записал беглые впечатления. Никогда и нигде их не цитировал. Видимо, время настало. Многое в той записи касалось Риммы Марковой. Оказалось, что они с Нонной давние подружки. Социальных роликов «Русский проект», которые возвели двух великих русских актрис на новую высоту народной любви, тогда я еще не видел. Вот запись. «Нонна в байковом халатике и косынке на голове, подвязанной, как у казачки. Никогда не скажешь, что это – величайшая актриса мира. Ведет себя скромно – без каприз. Но как говорит! Может одернуть даже Стасика. Естественность и простота».

[OBJ=Русский проект. Дай вам Бог здоровья]

Рассказала, как приехал Тихонов с сыном на съемки, в панамке и с удочками, а в это время Вася Шукшин влюбился в Мордюкову…Римма на равных с Мордюковой. Оказывается, они – подруги… Как заразительно смеется Мордюкова, когда Римма неподражаемо рассказывает историю своей любви и замужества с каким-то испанским богачом, владельцом рынков по имени Антонио. Понятно, что актерская байка! Понятно, что Нонна и Стасик слышат ее не в первый раз – подыгрывают… Но мы хохочем так, что чуть со стульев не падаем. И еще понятно, как они любят друг друга!» Уже потом я узнал, что Мордюковой часто доставались главные роли – те, которые могла и хотела играть Маркова. И я видел лицо Марковой на похоронах Нонны. История с испанской любовью тоже оказалась настоящей. Римма сама мне показала штамп в своем паспорте. Оказалось, что они с Антонио так и не развелись… Оказалось, что многое в той нашей компании было подлинным.

Остается добавить немногое.

Табличка в квартире «Имени Садальского» по-прежнему висит на своем месте. Хотя дом так и не стал элитным, а Юлик в нем больше не живет. Он теперь вообще живет по своим законам. Махмуд, почти перед самой смертью, зашел своей королевской походкой ко мне в кабинет, и подарил, сняв с пальца, дорогущий перстень. В коридоре уже толпилась вся редакция. Я спросил: «Зачем ты это делаешь?!» Махмуд ответил: «Не знаю… Но так надо». Ушла великая Нонна. Последний раз мы виделись после исполнения Мордюковой песни «О сыне» на концерте Пахмутовой. Многие в зале плакали, трудно было сдержать слезы. Отодвинув рюмку с коньяком – она уже не выпивала, Мордюкова сказала: «Мне хотелось, что бы вы не забыли мою песню».

И вот ушла Римма. На похороны я не успел, но заказал молебен в Братовщине, церкви 16-го века – так мне было по дороге.

Последнее время мы мало встречались – больше перезванивались. Я ей жаловался на газетные дела, она мне на партийные. Я спросил ее однажды: «Римма, зачем тебе это надо?» Она ответила так громко, что трубка чуть не выпала из моей ладони: «Шура! Кто-то должен заниматься стариками?!» И совсем недавно, совершенно немотивировано, она передала мне с кем-то из корреспондентов «Вечерки», который брал у нее интервью и передал от меня привет, открытку. Помимо приветственных слов, там была всего одна фраза, сказанная Борей Вольновым – «Нас никто никогда не поссорит».

Судьбу или Небо благодарить мне за встречу с ними – знающими, когда спеть свою последнюю песню, подарить свою именную печатку, напомнить главную заповедь настоящих друзей? Если совсем без пафоса, то благодарить надо Стасика Садальского, который однажды свел с Риммой, Юликом, Махмудом, Алесандрой Николаевной, Нонной… Да мало ли еще с кем! В знак того, что я не держу никаких обид на Садальского, я пришел на одну из его театральных премьер и послал ему огромный букет белых роз. Он вызвал меня на сцену, наговорил кучу комплиментов и великолепным жестом бросил розы в зал… Настоящий актер! Я знаю, что он еще сыграет своего Гамлета. Гринберг вошел в пятерку лучших писателей Москвы. Мне кажется, что теперь он совершенно не боится антиеврейских гонений злобных критиков, хотя по-прежнему подписывается невыразительным, с моей точки зрения, псевдонимом Зеленогорский… С Алибасовым мы нынче ходим в одну китайскую клинику, лежим рядом на кушетках с иголками в попах и спорим, чуть ли не до драки, про Украину. Потом миримся, снова спорим… Хотя мы-то с Бариком отлично знаем, что там, куда ушли великие Астафьев, Нонна, Махмуд и Римма, мы встретимся снова и тут же помиримся.

В принципе, ждать никогда недолго.

Интересно – а там кто-то назовет меня Шурой?

Если, конечно, по-настоящему.

ОБ АВТОРЕ

Александр Купер — московский прозаик, издавший ряд повестей и романов, постоянный автор рубрики «Писатель в газете».

ЦИТАТА 

Все люди делятся на две категории: те, с которыми легко, и также легко без них, и те, с которыми сложно, но невозможно без них.

Эрнест Хемингуэй

ФОТОГАЛЕРЕЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ РИММЫ МАРКОВОЙ 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Римма Маркова: Я уже не увижу, как все переменится, но уверена, что родится новое поколение, другие люди

Как иногда случается, известие о смерти Риммы Марковой пришло раньше, чем было расшифровано это интервью, которое получилось очень откровенным. И теперь то, что говорила в тот осенний день 2014 года Римма Васильевна воспринимается совсем по-иному, а что-то звучит почти пророчески...

- Я видела ваши фотографии в юности не понимаю, как вам удавалось отбиваться от поклонников. Вы же росли на Кавказе, яркая такая девица, ноги – во! К тому же блондинка…

- Родители мои в Махачкале шесть лет прожили и мы с братом (актер Леонид Марков – прим. ред.) шесть лет к ним приезжали, потому что лучшего пляжа не было, несмотря на то, что никто ничего не убирал, что плевали все, мусор бросали… Но такого золотого песка я нигде больше не видела. И у меня такая косища была! Папа ею очень дорожил, говорил – попробуй, отрезать – убью! И я ее тихонько подрезала, по сантиметру. И женихов, конечно, было сто-о-олько! А однажды приезжает человек, низенький, толстый, с двумя мешками орехов и прямо к нам в дом, к папе – отдавай за меня свою дочь! Оказывается, он где-то меня увидел, выяснил, где живу, взял орехи и пошел свататься, представляете?! Папа прямо обомлел! Куда ей, она же учится, она же в Москве живет! А тот стоит на своем, мол, у меня жена старая, хочу молодую жену. Отдавай дочь, я председатель колхоза, баранов дам! (далее...).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.