Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Писатель — не тот, кто пишет, а тот, кого все читают. Литературное сообщество объединяет усилия

Сюжет: 

Год литературы 2015
Развлечения
27 февраля состоится официальное открытие Года литературы в России. Символично, что именно в эти дни писательское сообщество, раздробленное и многоликое, предпринимает попытки объединить свои навыки, умения и усилия, чтобы воссоздать былую славу русского слова. Смогут ли мастера словесности преодолеть разногласия и найти общий язык? Какие задачи стоят перед литераторами сегодня? Возможно ли объединение писательских союзов? «ВМ» попыталась разобраться в этих вопросах .

Годом литературы объявлен в России 2015 год. Но за пафосом праздничных мероприятий и чествований очередных лауреатов важно не проглядеть то катастрофическое положение, в котором оказалась русская литература в целом и писательское сообщество в частности.

После распада СССР в 1991 году раскололся и единый Союз писателей. Литераторы, разделившись на демократов и патриотов, создали новые союзы. На федеральном уровне возникли Союз писателей России и Союз российских писателей. Те же самые процессы шли и в регионах. Пока писатели, разбежавшись по своим союзам, скрипели перьями, а в промежутках выясняли между собой отношения, жизнь постепенно отодвигала их на обочину общественного и социального развития. Властители дум, инженеры человеческих душ превратились в малооплачиваемую, нездоровую и обиженную категорию граждан.

Сегодня российскую литературу надо спасать в прямом смысле этого слова. Именно об этом шла речь на круглом столе, посвященном Году литературы, который состоялся в Доме журналиста. Участники дискуссии, руководители федеральных литературных союзов, поставили неутешительный диагноз общему состоянию литературной отрасли в России. По их мнению, она «дышит на ладан»: до основания разрушена система государственных книгоиздательств и госзаказа на художественную литературу (жалкое существование влачат некогда ведущее издательство СССР «Художественная литература» и «толстые» литературные журналы).

Ликвидируется (реорганизуется) Государственная Российская книжная палата. Исчез Литературный фонд, созданный более полутора веков назад великими русскими писателями середины XIX столетия. Не разработаны экономические механизмы, связанные с культурной деятельностью, как в целом, так и в частности. Институты литагентов, призванные заниматься продвижением российской литературы, находятся в зачаточном состоянии, следствие — все большая изолированность как от внешнего мира в общем, так и от отечественных читателей в частности.

Не разработаны правовые механизмы социальной защиты авторских прав. Писательский труд оплачивается по произвольным расценкам/ставкам, не достигающим даже федерального уровня МРОТ (в среднем 15 000 рублей за роман), а сама книга стала одним из самых дешевых продуктов единой отрасли. Возникшая в недрах стихийного рынка практика «коммерческого» книгоиздания фактически погубила редакторскую, переводческую, критическую и литературоведческую школы, всегда считавшиеся одними из сильнейших в мире. Государственная поддержка писателей (стипендии, гранты) давно уже не только не стимулирует процесс книгоиздания, но и полностью игнорирует продвижение изданий в массовые библиотеки. Последние же полностью лишены госсубсидий на свое комплектование. Театр, отказавшись от современной драматургии, вынудил мастеров этого жанра переключиться на прозу и поэзию. Поэзия же, в свою очередь, вернулась к салонному формату допушкинской эпохи. Литераторы лишены даже общепринятых в народе званий (заслуженный, почетный), общая же Государственная премия «в области литературы и искусства» за последние восемь лет доставалась мастерам отечественной словесности лишь трижды. Затеплившаяся было надежда на проведенное в конце 2013 г. Российское литературное собрание также кануло в Лету. Поручения президента России по его итогам до сих пор не выполнены, в частности, так и не создан федеральный фонд поддержки отечественной литературы.

Проблемы накопились системные, и решать их нужно системно, сообща. Первый шаг в этом направлении уже сделан — создана Литературную палата, в которую вошли представители разных писательских сообществ. Хочется надеяться, что Год литературы подвигнет писателей к пониманию того, что нужно объединяться, что вместе они смогут сделать гораздо больше, чем поодиночке.

СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

Владимир Бояринов, председатель московской городской организации союза писателей России:

- В советское время в Московской городской писательской организации было 1800 писателей, а сейчас 2,5 тысячи. Для чего писатели вступают в союзы? Не потому что здесь что-то дают. Шапки мы уже не шьем, в очередь на машину не записываем, в Коктебель не ездим. Таких преференций, какие были раньше, у нас нет.

Сегодня люди приходят в Союз писателей для того, чтобы их услышали — друзья, коллеги.

Когда писатели разделились, дифференциация произошла незначительная, зато муть в головах людей посеяна большая. Наш союз патриотический, а тот, демократический, сидит в этом же здании. Я слышу, как писатели спрашивают, где заплатить взносы. А им в ответ: а вы из какого союза? Человек в недоумении: что, их здесь несколько? Даже многие литераторы не знают о разделении в писательской среде, не только читатели.

Разделились не только писательские союзы, в чем наша беда. Из писательских союзов, которые были частью Союза писателей СССР, вышли литфонды.

А это те последние средства, которые перепадают писателям, на которые мы можем издавать книжки или ездить в Переделкино поработать в Доме творчества. Нужно объединить не только союзы писателей, но и литфонды. Конечно, конструкцию бывшего Союза писателей СССР мы уже не создадим. Но все-таки на каких-то пусть даже ассоциативных началах объединение может произойти. Мы согласны даже на частичное огосударствление. Писатели готовы к переменам, они хотят одного — служить своей стране. Ведь все мы — патриоты своей родины. Дайте нам любой заказ, и мы его выполним.

Мы очень благодарны правительству Москвы за то, что оно помогло нам в связи с приближающимся праздником 70-летия Победы издать книжку наших фронтовиков «О друзьях-товарищах». Вместе с Департаментом соцзащиты Москвы мы издали сборник поэзии и прозы писателей-инвалидов, которую назвали «Канатоходцы». Мы ежегодно выпускаем сборник произведений талантливых детей «Подсолнышек». У нас в каждом районе работают литературные объединения. Мы стали ближе к районам, к муниципальным образованиям. Но союз способен на большее. Мы готовы выступать на любой площадке, допустим в больницах.

Я говорил, говорю и буду говорить, что только единство спасет писательское сообщество. Тогда мы сможем помогать писателям и социально, и морально, и даже финансово. Сможем обеспечить их какой-то работой, пенсионеров поддержать. Только когда мы объединимся. Сначала на московском, потом на всероссийском уровне. И это объединение писательских союзов должно произойти, насколько это возможно, в юридической плоскости. Наше единство, я говорю и о единстве внутри организации, основано на том, что мы должны быть друг к другу терпимы. Мы должны друг друга слушать и слышать.

НЕОБХОДИМ ЗАКОН О ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ

Светлана Василенко, первый секретарь правления союза российских писателей:

- Хотя после перерегистрации 1999 года мы считаемся общественными организациями, у нас все-таки задачи профессионального союза и даже в какой-то степени профсоюза. Главная цель: помощь писателям в законодательном и творческом плане. Мы проводим совещания молодых писателей, литературные встречи, издаем несколько альманахов, в которых печатаются члены как нашего, так и других союзов. Воспитываем молодежь на региональных семинарах. Проводим большие литературные конкурсы и фестивали, где участвуют и молодые, и уже известные писатели.

В 1991 году писатели разделились по идеологическому признаку. Наш союз условно называется демократический, Союз писателей России — патриотический. В общем-то, в этих словах отражена двухпартийная система, которая сложилась в писательском мире. Объединяться в один союз, мне кажется, нецелесообразно. Сейчас же не Советский Союз, где царит единая идеология, где одна партия. Люди могут выбирать. Возникают новые союзы : Союз профессиональных писателей, Российский союз писателей. Поскольку мы приравнены к общественным организациям, то достаточно трех человек, чтобы создать писательский союз. Мы с вами найдем третьего и можем создать союз писателей — авторов газеты «Вечерняя Москва». Законодательство разрешает.

У людей должен быть выбор.

Не принимают человека в Союз писателей России — он приходит к нам. Мы смотрим — творчески все на уровне, просто он там не подходит по каким-то другим качествам. Когда есть альтернатива, разве это плохо? Я никак не могу понять, почему все хотят единства, которого нет? Вы знаете, что и Союз кинематографистов, который до этого был единым, тоже недавно раскололся. У художников много союзов. По-моему, только Союз композиторов остался единым, потому что там главное — музыка, а не слово. Мы же люди говорящие, имеющие разные мнения и взгляды — идеологические, философские и эстетические в том числе.

Мы создаем Литературную палату, которая будет заниматься законом о творческих союзах и творческом работнике, который вот уже 20 лет не могут принять в Госдуме.

Для чего он нужен? Для того чтобы у писателя был профессиональный статус. Пока мы любители, мы не имеем никаких прав. Раньше наши писатели получали хотя бы минимальную пенсию, потому что достаточно было иметь пять лет стажа. По новому пенсионному законодательству мы просто остаемся без пенсии.

Если писатель заболел, он не имеет права на бюллетень. Мы не можем даже поехать по профсоюзной путевке отдохнуть. Потому что такой профессии как писатель в профсоюзном перечне нет.

Необходим и закон о творческих союзах. Мы все-таки отличаемся от любителей собирать морошку или выращивать клубнику. Мы были творческими союзами и хотим ими остаться. Вы сами знаете, сколько времени уходит на написание стихотворения, рассказа или романа. И второе: писатели должны получать достойный гонорар. Сейчас они работают просто бесплатно. Не установлен даже минимальный размер суммы гонорара. Поскольку законов нет, то и гонораров нет. Гонорары зависят от издательств и от книготорговли. И наладить какой-то диалог с этими структурами можно только с помощью государства.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – РАСШИРЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Валерий Ганичев – председатель союза писателей России:

- Самый крупный творческий союз, который возник после распада СССР, это Союз писателей России. Есть еще Союз российских писателей — у нас с ним нет никакого антагонизма. Они исповедуют свои взгляды, мы — свои. Все остальные союзы писателей — это некие малочисленные группы.

В чем роль сегодняшнего Союза писателей? В том, что мы объединяем людей. Как говорил Некрасов, «мы собираемся, чтобы поверять друг другу слово». Писатели должны между собой общаться. Союз писателей занимается служением слову, отстаиванием его. Один маленький пример: десять лет мы боролись за то, чтобы буква «ё» вернулась в наш алфавит. Кажется, мелочь, но если отщипывать от русского языка сначала буквы, потом предложения, то что от него останется? Мы боролись за то, чтобы День Пушкина стал Днем русской литературы, и продолжаем это делать.

Словом и делом, проведением наших общих мероприятий мы служим литературе. Не получая ни копейки на проведение литературной работы. В аппарате Союза писателей СССР работали 300 человек, у нас 5 человек. А к нам идут люди, литераторы хотят вступить именно в Союз писателей России. Вы говорите, писательских союзов много. Это выдумка, у нас мало союзов по духу. А мы союз по духу, союз державников, союз служения русской классической литературе, великому русскому языку.

Вообще-то считать человека писателем только по членству в союзе нельзя. В конце концов, все зависит от человека, который пишет. Ну и, естественно, от издателя и от читателя. Мы знаем, что за последние двадцать лет уровень нашего читателя понижали.

Периферию старались не пускать на телевизионный экран, считалось, что вся литература делается в Москве. Да ничего подобного! Наша большая литература находится не в московских телевизионных студиях, а в провинции. Поэтому я считаю, что главная задача Года литературы — расширение литературного пространства.

И не надо думать, что Год литературы решит все проблемы. Говорят, что у нас нет цензуры. Я вам прямо скажу: господство либерально-демократической идеи было тотальным, и оно сохраняется до сих пор. В газетах, на телевидении присутствовал только один тип литераторов: госпожа Улицкая, Ерофеев, Акунин… Имеют они право быть? Да, имеют. Но кто же будет представлять нашу провинцию, русское поле словесности? У Союза писателей России в каждой области есть свои отделения. Мы не говорим, что литературным творчеством надо управлять, но литературный процесс можно организовать. И мы умеем это делать: и конференции проводим, и встречи, и премии вручаем. Вы спрашиваете о возможности объединения писательских союзов. Разве только в объединении великая роль русской литературы? А зачем объединяться, на чем? Объединяться, и, кстати, не только писателям, а всем людям, надо вокруг какой-то идеи, какого-то общего дела. А пока это схема. Поймите, я не против объединения, но надо решить, для чего. Какие общие задачи социального и духовного порядка мы будем отстаивать? Эти задачи должны находить отклик у наших читателей.

Главная задача писателя — служение русской литературе. Сюда входит и русский язык, и русский дух, и высочайшая нравственность, и способность не прогибаться под западную схему, которую нам навязывают. Под тот же новый модерн, который у них считается вершиной литературы, а на самом деле это новый распад. Можно формально объединить писательские союзы, но что это будет за объединение? Я не вижу в нем спасительной миссии. А вот людей, которые к русской литературе относятся с интересом, можно объединять. Например, у Владимира Толстого есть интересное предложение создать Союз литераторов и библиотекарей. В этом есть просветительская суть. Ведь литература сегодня уже никого не просвещает. Она, я имею в виду современную либеральную литературу, стала гинекологической. А у русской литературы путь высокой нравственности, духовности, служения великому русскому слову.

ОБ АВТОРЕ

Игорь Логвинов - обозреватель «ВМ», член Союза писателей России, член Союза кинематографистов РФ, автор материалов о жизни звезд.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.