Главное
Истории
Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Круглый стол: «Как интернет повлиял на литературу»

Сюжет: 

Пресс-центр «Вечерней Москвы»
Развлечения
Круглый стол в медиацентре газеты "Вечерняя Москва"
Круглый стол в медиацентре газеты «Вечерняя Москва» / Фото: Игорь Ивандиков , «Вечерняя Москва»
25 марта в студии сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошёл круглый стол на тему: «Как интернет повлиял на литературу». Ведущие эфира - Руслан Орехов и Борис Войцеховский – поговорили с нашими гостями о плюсах и минусах, творческих и технических аспектах сетевой литературы.

В дискуссии приняли участие:

Владимир Владимирович Козлов – писатель («Школа», «Варшава», «Десятка», «Гопники»), сценарист и режиссёр;
Анна Михайловна Аркан – писатель («Лорд ничего не скажет», «Алмазы для святой земли»), блогер, общественный деятель;
Дмитрий Владимирович Кравчук - основатель сайтов Стихи.ру и Проза.ру;
Валерий Владимирович Шульжик - поэт, писатель, драматург.

Борис Войцеховский: Сетевая литература буквально взорвала литературное пространство и дала большое количество новых интересных имен. Как вы думаете - почему она стала такой близкой читателям? Он ведь не даёт ни тиражей, ни денег.

Дмитрий Кравчук: Многие считают, что такого формата не существует и придерживаются мнения, что это всё та же литература, только представленная в сети и получившая новые возможности. Первыми, кто обосновался в интернете, были именно писатели. Со временем кто-то из них начал понимать, что сеть требует «экшена», то есть проза должна быть короткой. То же относится и к стихам – читателям очень удобно, когда размер произведения не превышает размер экрана. Для автора главный плюс в интерактивности – благодаря сети он находится в прямом диалоге с читателями. Цифры говорят сами за себя - наши порталы появились 15 лет назад, на сегодняшний день на сайте Проза.ру зарегистрировано 200 000 авторов, на Стихи.ру - 600 000.

Руслан Орехов: Зачастую авторы получают не самые приятные комментарии от читателей. Насколько критика такого рода может повлиять на творчество?

Анна Аркан: Моё восприятие критики избирательное. Несмотря на то, что в издательстве у меня вышло шесть книг, я всё равно публикуюсь в сети и получаю моментальные отзывы, которые уже давно научилась отсеивать. Мне сразу понятно, является ли пишущий комментарий человек сведущим в литературе. Встречаются рецензии, благодаря которым я понимаю, что могу изменить в своих текстах.

Владимир Козлов: Когда меня пригласили на этот круглый стол, я вспомнил, что не слышал термин «Сетевая литература» около 10 лет. Раньше, когда на полках книжных магазинов был только Пелевин, в сеть уходили все, кто по тем или иным причинам не мог издавать свои книги. Постепенно появились окололитературные площадки вроде Живого Журнала – в 2003-2005 году там было выложено много прекрасных текстов. Я прекрасно отношусь к публикации текстов в интернете, но считаю, что для писателя не должно существовать каких-то мнений. Можно лишь надеяться на то, что его произведения понравятся людям.

Валерий Шульжик: В последнее время писателей стало очень много. Интернет – великое изобретение человечества, но в нём нет процесса гниения – знаете, когда на земле остаются лежать бумажные пакеты и банки. А в издательствах появилось много малоквалифицированных людей, которые видят список сетевых авторов и выбирают из них тех, кто пользуется наибольшей популярностью у пользователей.

Руслан Орехов: Дмитрий, вас часто обвиняют в том, что на сайтах Проза.ру и Стихи.ру вы «складируете» тексты, написанные графоманами.

Дмитрий Кравчук: На наших порталах представлено большое количество авторов, стоящих того, чтобы на них обратили внимание. У каждого есть возможность найти читателя, которого он заслуживает. Конечно, далеко не все авторы занимаются этим профессионально – в основном, всё делается для души. Но вспомните - даже Лев Толстой называл себя графоманом. Ничто не мешает человеку совершенствоваться, а сеть помогает человеку понять, чего он стоит.

Руслан Орехов: Бывает ли так, что авторы платят деньги за публикацию на ваших сайтах?

Дмитрий Кравчук: У нас есть небольшое издательство и единственные деньги, которые мы получаем, идут от писателей, которые хотят увидеть свои произведения в бумажном формате. Всё остальное – бесплатно.

Руслан Орехов: В последнее время известные авторы издают то, что до этого публиковали только в интернете. Например, у Евгения Гришковца вышло уже несколько таких книг.

Валерий Шульжик: Гришковцу это нужно, а читателям нет. Один астроном сказал про большую медведицу : «Это несправедливо известная звезда».

Анна Аркан: Вероятно, это просто дань моде.

Руслан Орехов: Существуют ли критерии, по которым можно определить профессиональный уровень автора?

Анна Аркан: Уровень писателя можно определить по количеству читателей и продажам книг, а сеть хороша тем, что у него появляются новые возможности для роста. Например, благодаря сайту Проза.ру мой сын (юный писатель Михаил Самарский – прим. «ВМ») нашёл издательство, опубликовавшее его первую книгу. В сети писателем можно стать мгновенно!

Владимир Козлов: Не думаю, что ценность автора исчисляется количеством проданных книг. Я существую по несколько иным понятиям, стараясь избегать того, чтобы называть литературу плохой или хорошей. Прекрасно, что существует такая площадка как Проза.ру, но все публикуемые там отзывы крайне субъективны. Сейчас люди не хотят читать современную русскую прозу - поговорите со студентами. Они читают только модную переводную литературу.

Дмитрий Кравчук: В наше время писателю необходима связь с читателем - только так можно понять, для кого вы пишете.

Борис Войцеховский: Не могу представить себе Толстого или Пушкина, которые выкладывали бы свои произведения по главе и дожидались откликов. Нет ли у вас ощущения, что сетевая литература может убить крупную форму?

Анна Аркан: Я знаю много писателей, которые выкладывают каждую главу. По прошествии времени, когда книга закончена и издана, её покупают те, кто до этого дожидался каждой главы.

Руслан Орехов: Говоря о книгах, созданных непосредственно в интернете, сложно не вспомнить «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Это был очень успешный проект.

Владимир Козлов: Мне кажется, это коммерческая литература, которая делается по тем же принципам, что и голливудское кино – с привлечением фокус-групп и т.п.

Руслан Орехов: Что вы можете порекомендовать тем, кто собирается попробовать опубликовать свои пробы пера в интернете?

Валерий Шульжик: «В руках имеющий цветы другого совершить не может»: если человек испытывает потребность в том, чтобы писать, пусть пишет. Лишь бы не руководил издательским процессом.

Анна Аркан: В каждом произведении должна быть судьба - тогда оно понравится читателям. Если чувствуете в себе талант – творите. Возможно именно ваше произведение окажется самородком среди грунта.

Владимир Козлов: Настоящему писателю не стоит гнаться лайкам и комментариями, просто нужно ответственно относиться к своей работе.

Дмитрий Кравчук: Хочется ещё раз подчеркнуть важность современных технологий, позволяющих писателю быстрее дойти до читателей и дающие ему поистине огромные возможности. Главная ценность интернета в том, что он является отражением нашего общества. Писатели, которое это поняли, уже находятся в XXI веке.

Валерий Шульжик: Духовная пища, как и пища физическая, должна добываться трудом. По-настоящему хорошая литература – это труд. Не стоит искать лёгких путей.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.