Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Звезда по имени Майя

Сюжет: 

Ушла из жизни Майя Плисецкая
Развлечения
Умерла Майя Плисецкая.

Странное ощущение нереальности происходящего: казалось ведь, что она - навсегда. Она - как символ эпохи, как вечная ценность, как нечто... постоянное.

Вспомнит каждый что-то свое. Кто-то, про то, что родилась Майя Михайловна 20 ноября 1925 года в Москве. Не самые простые времена... Кто-то, про то, что в июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище. И это были времена еще тяжелее: в те годы, что она училась, ее отец и мать были репрессированы, а после началась война, и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.

Кто-то вспомнит иное: как 21 июня 1941 года - за день до начала войны - Плисецкая дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.

Воспоминания кружат, дополняя одно другое, выстраивать в картинку, складываясь в жизнь, превращаясь в биографию.

1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Куда? Конечно, в кордебалет. Сольных партий там не планировалось, но их недостаток Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда появился ее "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса.

01.05.1977 Майя Плисецкая в роли Кармен и Сергей Радченко в роли Эскамильо в сцене из балета Родиона Щедрина "Кармен-сюита".  01.05.1977 Майя Плисецкая в роли Кармен и Сергей Радченко в роли Эскамильо в сцене из балета Родиона Щедрина «Кармен-сюита».  / Фото: Александр Макаров

Вот еще: Плисецкой дают в Большом уже ведущие партии. Теперь она Маша в "Щелкунчике" Чайковского, Мирта в "Жизели", фея Осени в "Золушке", Китри в "Дон Кихоте", Одетта-Одиллия в "Лебедином озере". Вот этот широкий шаг, вот невероятные движения гибких рук.

Воспоминания - они как жизнь.

Вот уже я - совсем еще глупый и несмышленый - сижу в одной из лож Большого на юбилее Плисецкой. Рядом моя мама. Она - в восторге. А я лишь спустя много лет понимаю, почему не могу забыть тот вечер. Я поверил! Я поверил тогда, что вот эта тонкая женщина на сцене и есть настоящий лебедь. И она умерла.

Вот я работаю в одной из столичных редакций и вижу ее снова. Постаревшую, да, но совершенно не растерявшую и достоинство, и грацию, и осанку, и потрясающий аристократизм. Актриса! Великая! Одна из немногих, кому, действительно, подходит это определение.

"Не понимаю, - говорит она, - когда вместо звонков на телефоне устанавливают мелодии из классики".

И я киваю, и именно в этот момент мой мобильный предательски сигнализирует мне о вызове самой известной темой из "Лебединого озера". Я краснею, как рак. А она улыбается, но так, как будто ничего не произошло, как будто не было ни ее слов, ни моего телефона.

Интеллигентность, которую редко встретишь...

01.11.1979 Майя Плисецкая в роли Одетты в сцене из балета П.И.Чайковского "Лебединое озеро". 01.11.1979 Майя Плисецкая в роли Одетты в сцене из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». / Фото: Александр Макаров

Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. С тех пор о ней вспоминали реже, хоть она и давала интервью, и часто проезжала в Россию из Германии, в которой жила вместе со своим мужем - композитором Родионом Щедриным.

Впрочем, Плисецкая давно уже не нуждалась в упоминаниях. Она стала частью нашей страны, нашей культуры, нашей гордости... да, и, собственно, каждого из нас. Такой она и останется.

Спасибо вам, Майя Михайловна!

Светлая память!

На фото Майя Плисецкая в монобалете "Айседора" На фото Майя Плисецкая в монобалете «Айседора» / Фото: Александр Макаров/РИА Новости

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ушла из жизни Майя Плисецкая

Знаменитая балерина скончалась в Германии на 90-м году жизни.

Как рассказал супруг Майи Плисецкой композитор Родион Щедрин, она скончалась от сердечного приступа. Врачи пытались сделать все возможное, но им не удалось спасти жизнь балерины. (читать далее)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Цискаридзе, артист балета, ректор Академии русского балета имени Вагановой:

- Это огромная потеря для всей нашей страны, и для культуры в особенности, потому что тот вклад, который в нее внесла Майя Михайловна, невозможно переоценить. Думаю, что еще много поколений артистов балета будет ориентироваться на ее творчество, потому что это был действительно уникальный человек, которого обожали миллионы. Кроме того, я думаю, что Майя Михайловна внесла в мировую политику столько, сколько ни один деятель культуры (далее...).

Народный артист России Андрис Лиепа:

- Две недели назад я имел счастье в течение трех часов беседовать с Майей Михайловной и держать ее за руку. Майя Михайловна, Родион Константинович, директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин и я обсуждали юбилейный концерт Майи Михайловны, который мне предложили поставить на сцене Большого театра. В качестве режиссера-постановщика я делал прошлый юбилей Майи Михайловны на сцене театра Станиславского, и эта честь выпала мне снова. (читать далее)

Народный артист СССР Ариф Меликов, композитор, автор балета «Легенда о любви»:

- Я так любил Майю Михайловну, что мне трудно собраться с мыслями. Плисецкая – великая балерина. Русский балет поднялся на такую высоту благодаря божьему дару, колоссальному трудолюбию, верности, чести Майи Плисецкой. Она была локомотивом, тянувшем за собой большое количество талантливых, самоотверженных людей – причем не только в России, но в частности, в моем родном Азербайджане. Весь мир считал ее балериной номер один, и Майя Михайловна была вне конкуренции долгие годы. В искусстве бывают первые, вторые, третьи, четвертые… Майя Плисецкая всегда была только первой. (далее)

Музыкальный критик, член союза композиторов России, друг семьи Сергей Бирюков:

- 13 апреля я видел Майю Михайловну и Родиона Константиновича на московской премьере оперы «Левша». Майя Михайловна всегда сопровождала своего мужа и ездила за ним по всему миру. Она всегда поражала меня быстротой, подвижностью, свободой и удивительной силой ума. Такой она запомнилась мне и 13 апреля. Майя Михайловна говорила лаконично, но всегда точно и верно. Все мы помним ее ответ на вопрос: «Как сохранить форму в таком возрасте?» - «Не жрать!». Майю Михайловну трудно было назвать человеком дружелюбным. (далее)

ПАМЯТЬ

Прощай, Майя

Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой

Майя Плисецкая - одна из самых эффектных женщин двадцатого века. Целая эпоха. Тонкие изящные руки, миндалевидные глаза, грация в каждом движении. Никто не верил, что у нее в этом году, в ноябре должен быть юбилей... Девяносто лет. Казалось, время не властно над ней.

И вот сегодня, второго мая, печальная новость пришла из Германии, где последние годы проживала Майя Михайловна. Ее не стало. Говорят: незаменимых нет. Но вот умерла Великая Майя, и я понимаю: замены для нее нет. "Гений, мужество и авангард" - так назвал ее в свое время балетный критик Андре Филипп Эрсен.

Не сосчитать - сколько раз она станцевала своего "Лебедя". Как ей шел этот образ! Хрупкий и сильный, гибкий и страстный. Плисецкая не любила повторов. Она изменяла рисунок номера, и каждый раз ее "Лебедь" был по-разному прекрасный... "Важно танцевать музыку, а не под музыку", - говорила Майя Михайловна. И она сама была - музыка (далее...).

СПРАВКА "ВМ"

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. С сентября 1941 года в течении года находилась с семьей в эвакуации в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Именно в этом городе Плисецкая впервые выступила с номером "Умирающий лебедь".

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище. В этом же году была принята в труппу Большого театра.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

В 1960 году Плисецкая становится примой-балериной Большого театра.

Выдающиеся партии Майи Плисецкой: Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Аврора в "Спящей красавице", Раймонда в одноименном спектакле, Хозяйка медной горы в "Каменном цветке", Мехмэне-Бану в "Легенде о любви", Кармен в "Кармен-сюите".

В 1972 году Плисецкая совместно с балетмейстером и режиссером Натальей Рыженко и театральным режиссером Виктором Смирновым-Головановым поставила балет "Анна Каренина".

ВОСЕМЬ ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Про Майю Плисецкую знающие люди говорят, что она опередила все балетные школы лет на пятьдесят. Это едва ли не единственная балерина прошлых лет, чьи выступления смотришь без всяких скидок на плохую пленку и другое время. А сама прима скромно считает, что сегодня ее не приняли бы даже в балетное училище. Говорит «непродавленная коленка и подьем средненький». Выступать Майя всегда любила. В три года она сбежала от мамы. Рахиль нашла ее самозабвенно танцующей у репродуктора в окружении собравшейся толпы. Первый дебют на сцене состоялся у девочки в первом классе хореографической школы. Майя должна была изображать трусливого генералиссимуса Чан Кайши. Она появлялась из-за кулис в соломенной шляпе, нервно озиралась и пряталась под стул (далее...).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.