Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Пассионария русского балета

Сюжет: 

Ушла из жизни Майя Плисецкая
Развлечения
Ушла в вечность одна из богинь Балетного Олимпа – великая балерина современности Майя Михайловна Плисецкая.

Каждый спектакль с ее участием был настоящим открытием, любую роль она исполняла с присущей только ей чувственной страстью, поэтической одухотворенностью и стихийной силой.

Безупречные внешние данные, пластичность, темперамент, абсолютная музыкальность, дар драматической актрисы и природное чувство стиля позволяли ей творить на балетной сцене чудеса, воспоминания о которых щемят сердце и захватывают дух.

Ни на кого не похожая, единственная в своем роде, талант от Бога, она при жизни стала легендой, вписав ни одну страницу в историю русского и мирового балета.

О Плисецкой и ее творчестве написаны монбланы восторженных статей у нас и за рубежом.

***

Впервые я увидел Плисецкую на сцене Большого театра в середине 60-х годов. Я жил и учился тогда в Ленинграде, посещал филармонические концерты, увлекался театром, пробовал себя в качестве критика. Писал в основном о драматическом театре, о балетном писать было нечего: его репертуар не менялся десятилетиями, как, впрочем, и исполнители.

О приме Большого театра, конечно, много слышал, читал, смотрел фильм «Майя Плисецкая», но видеть ее на сцене не приходилось. И вот в дело вмешался его величество Случай…

В Москву я приехал всего на два дня, чтобы забрать какие-то документы для «Спутника», где я подвизался тогда в качестве переводчика, встретить и отправить в Питер группу американских туристов, а заодно навестить по просьбе мамы ее военную подругу, бывшую танцовщицу, которая приболела. Тетя Оля встретила меня, как родного, и с порога заявила:

«Валик (она единственная, кто меня так называла), мы идем сегодня в Большой смотреть «Лебединое». «“Лебединое”? – удивленно вытаращился я. – Но вы, вроде как, тяжело больны… мама говорила». «Ах, оставь эти глупости! Зиночка, как все медики, немного преувеличила. Приехал какой-то высокий иностранный гость, и танцует Майечка. Ты видел Плисецкую? Не видел?! Тогда что мы теряем время? Быстро мой руки, и за стол обедать, а потом – в театр!» Кстати, места у нас в бенуаре – Тата для тебя расстаралась». Народу у Большого театра было, как демонстрантов в дни торжеств на Дворцовой площади. «Лишние билетики» спрашивали от вагонов метро.

***

К тому времени я не раз видел «Лебединое озеро» в исполнении блистательных ленинградских балерин, но спектакль Большого театра потряс меня. Точнее, не сам спектакль – тут ничего нового для меня не было, а выступление Плисецкой. Она наполняла привычные образы и мизансцены иным смыслом, иными пластическими деталями, иной энергетикой.

Ее Одетта олицетворяла собой Мечту – мечту, попранную, плененную Злым Роком, но не покоренную, а превращенную в Лебедя, и Надежду, которую обещала ей внезапно возникшая любовь между ней и Принцем. За свою мечту и любовь Одетта Плисецкой готова была страдать и бороться. Выразительно- гибкие, музыкально-чуткие руки, летящая поступь придавали классически завершенным движениям ее танца волнующую недосказанность.

Совершенно другой представала Плисецкая в сцене бала в образе демоницы Одиллии, олицетворяющей стихию Зла. Антитеза строилась на художественном контрапункте характеров героинь; не внешним сходством с Одеттой, а колдовскими чарами ведьминского великолепия увлекала Одиллия Принца, заставляянарушить клятву любви и верности.

Абсолютная музыкальность балерины позволила ей услышать и передать мельчайшие нюансы композиторского видения образов героинь. Плисецкая танцевала музыку, а не под музыку, сливаясь с ней, растворяясь в ней, превращая ее в зримые поэтический и демонический образы, в торжество Любви и Добра. В ее танце были и смысл, и чувства, и стихия, и стиль.

Это так потрясло меня, что с тех пор я перестал смотреть на балет как на искусство танца, заснувшее, словно «спящий красавец», на десятилетия. Такова была сила удивительного таланта Плисецкой.

Теперь я старался не пропустить ни одного ее выступления. Всё, что она танцевала, включая и собственные сочинения, было необычно, порой спорно, но интересно. Ее танец покорял и завораживал, наполняя зрительный зал высокой поэзией, артистизмом и чувственной энергией.

Несколько созданных Плисецкой балетных образов (Лебедь, Одиллия, Мирта, Мехменэ Бану, Анна…) – настоящие шедевры, а один из них – Кармен – стал ее балетным брендом, станцевать ее «Кармен» столь же вдохновенно, поэтично и стильно, как это делала она, пока не удалось ни одной балерине.

Мне посчастливилось несколько раз встречаться с Майей Михайловной. В жизни она производила не менее сильное впечатление, чем на сцене. Умная, ироничная, прямая – без лукавства и паркетного политеса… С первых слов чувствовалось, что перед тобой личность – самодостаточная и бескомпромиссная.

Конечно, такой человек не мог всем нравиться. Однако именно эти качества помогали ей ощущать мир не так, как все, творить без оглядки на авторитеты и звания, видеть в прошлом и настоящем будущее…

Даже в своих мемуарах «Я, Майя Плисецкая», этом самом лукавом литературном жанре, балерина умудрилась остаться собой и исповедовалась как на духу.

Такая вот она, Майя Михайловна Плисецкая, прима-балерина на все времена; само воплощение балетного искусства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ПРОСТИТЬСЯ С ЧУДОМ ПО ИМЕНИ МАЙЯ

Это очень страшно: они всегда уходят неожиданно. Слишком неожиданно. Даже когда понимаешь что-то про неизбежность. И про возраст понимаешь.

А все восстает внутри и хочется трясти головой, тупо повторяя "нет".

Я заметила - они часто уходят в выходные и праздничные дни. Будто хотят на секунду прервать праздник и заставить вспомнить о себе. Хотя это бред, конечно. Отличие великих - в отсутствии у них эгоизма. Но некий высший смысл все же в этом видится.

Майя Плисецкая - звезда из числа неугасимых и недостижимых. Критики и специалисты смогут до детали разобрать по составляющим каждое её движение. Историки запишут её имя в череду тех имен, которые и составляют и гордость, и счастье, и непреходящую ценность... (читать далее)

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ МАЙЯ

Вот я работаю в одной из столичных редакций и вижу ее снова.

Постаревшую, да, но совершенно не растерявшую и достоинство, и грацию, и осанку, и потрясающий аристократизм. Актриса! Великая! Одна из немногих, кому, действительно, подходит это определение.

"Не понимаю, - говорит она, - когда вместо звонков на телефоне устанавливают мелодии из классики".

И я киваю, и именно в этот момент мой мобильный предательски сигнализирует мне о вызове самой известной темой из "Лебединого озера".

Я краснею, как рак. А она улыбается, но так, как будто ничего не произошло, как будто не было ни ее слов, ни моего телефона.

Интеллигентность, которую редко встретишь... (далее...).

ПАМЯТЬ

"Вечерняя Москва" дозвонилась до двоюродного брата Майи Плисецкой, российского театрального художника Бориса Мессерера. Но Борис Асафович не смог по телефону прокомментириовать свою утрату:

- Я не могу об этом говорить по телефону. Как можно в двух словах сказать о таком человеке, которым была Майя? Извините.

Николай Цискаридзе, артист балета, ректор Академии русского балета имени Вагановой:

- Это огромная потеря для всей нашей страны, и для культуры в особенности, потому что тот вклад, который в нее внесла Майя Михайловна, невозможно переоценить. Думаю, что еще много поколений артистов балета будет ориентироваться на ее творчество, потому что это был действительно уникальный человек, которого обожали миллионы. Кроме того, я думаю, что Майя Михайловна внесла в мировую политику столько, сколько ни один деятель культуры (далее...).

Народный артист России Андрис Лиепа:

- Две недели назад я имел счастье в течение трех часов беседовать с Майей Михайловной и держать ее за руку. Майя Михайловна, Родион Константинович, директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин и я обсуждали юбилейный концерт Майи Михайловны, который мне предложили поставить на сцене Большого театра. В качестве режиссера-постановщика я делал прошлый юбилей Майи Михайловны на сцене театра Станиславского, и эта честь выпала мне снова. (читать далее)

Народный артист СССР Ариф Меликов, композитор, автор балета «Легенда о любви»:

- Я так любил Майю Михайловну, что мне трудно собраться с мыслями. Плисецкая – великая балерина. Русский балет поднялся на такую высоту благодаря божьему дару, колоссальному трудолюбию, верности, чести Майи Плисецкой. Она была локомотивом, тянувшем за собой большое количество талантливых, самоотверженных людей – причем не только в России, но в частности, в моем родном Азербайджане. Весь мир считал ее балериной номер один, и Майя Михайловна была вне конкуренции долгие годы. В искусстве бывают первые, вторые, третьи, четвертые… Майя Плисецкая всегда была только первой. (далее)

Музыкальный критик, член союза композиторов России, друг семьи Сергей Бирюков:

- 13 апреля я видел Майю Михайловну и Родиона Константиновича на московской премьере оперы «Левша». Майя Михайловна всегда сопровождала своего мужа и ездила за ним по всему миру. Она всегда поражала меня быстротой, подвижностью, свободой и удивительной силой ума. Такой она запомнилась мне и 13 апреля. Майя Михайловна говорила лаконично, но всегда точно и верно. Все мы помним ее ответ на вопрос: «Как сохранить форму в таком возрасте?» - «Не жрать!». Майю Михайловну трудно было назвать человеком дружелюбным. (далее)

Прощай, Майя

Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой

Майя Плисецкая - одна из самых эффектных женщин двадцатого века. Целая эпоха. Тонкие изящные руки, миндалевидные глаза, грация в каждом движении. Никто не верил, что у нее в этом году, в ноябре должен быть юбилей... Девяносто лет. Казалось, время не властно над ней.

И вот сегодня, второго мая, печальная новость пришла из Германии, где последние годы проживала Майя Михайловна. Ее не стало. Говорят: незаменимых нет. Но вот умерла Великая Майя, и я понимаю: замены для нее нет. "Гений, мужество и авангард" - так назвал ее в свое время балетный критик Андре Филипп Эрсен.

Не сосчитать - сколько раз она станцевала своего "Лебедя". Как ей шел этот образ! Хрупкий и сильный, гибкий и страстный. Плисецкая не любила повторов. Она изменяла рисунок номера, и каждый раз ее "Лебедь" был по-разному прекрасный... "Важно танцевать музыку, а не под музыку", - говорила Майя Михайловна. И она сама была - музыка (далее...).

СПРАВКА "ВМ"

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. С сентября 1941 года в течении года находилась с семьей в эвакуации в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Именно в этом городе Плисецкая впервые выступила с номером "Умирающий лебедь". 

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище. В этом же году была принята в труппу Большого театра.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

В 1960 году Плисецкая становится примой-балериной Большого театра.

Выдающиеся партии Майи Плисецкой: Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Аврора в "Спящей красавице", Раймонда в одноименном спектакле, Хозяйка медной горы в "Каменном цветке", Мехмэне-Бану в "Легенде о любви", Кармен в "Кармен-сюите".

В 1972 году Плисецкая совместно с балетмейстером и режиссером Натальей Рыженко и театральным режиссером Виктором Смирновым-Головановым поставила балет "Анна Каренина".

В 1980 году в Большом театре Плисецкая ставит балет "Чайка", в 1984 году - "Раймонду", а через год - балет "Дама с собачкой".

С 1983 по 1984 годы Майя Михайловна работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а с 1988 по 1990 год - художественным руководителем Испанского национального балета в Мадриде.

Майя Михайловна сыграла несколько ролей в кино, среди которых - Бетси Тверская в "Анне Карениной", Дезире Арто в "Чайковском", балерина в "Похищении".

Майя Плисецкая - полный кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством", Герой социалистического труда, обладательница трех орденов Ленина, Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР, Народная артистка СССР, кавалер ордена Почетного легиона, командор Ордена Искусств и литературы, доктор Сорбонны, почетный профессор МГУ.

ВОСЕМЬ ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Про Майю Плисецкую знающие люди говорят, что она опередила все балетные школы лет на пятьдесят. Это едва ли не единственная балерина прошлых лет, чьи выступления смотришь без всяких скидок на плохую пленку и другое время. А сама прима скромно считает, что сегодня ее не приняли бы даже в балетное училище. Говорит «непродавленная коленка и подьем средненький». Выступать Майя всегда любила. В три года она сбежала от мамы. Рахиль нашла ее самозабвенно танцующей у репродуктора в окружении собравшейся толпы. Первый дебют на сцене состоялся у девочки в первом классе хореографической школы. Майя должна была изображать трусливого генералиссимуса Чан Кайши. Она появлялась из-за кулис в соломенной шляпе, нервно озиралась и пряталась под стул (далее...).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.