Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Александр Огарев: «Страдая, мы становимся круче»

Развлечения
В Московском театре «Школа драматического искусства» премьера спектакля (16, 17, 18 мая) спектакля «Горе от ума» в постановке заслуженного артиста России Александра Огарева.

В интервью «ВМ» автор новой версии «Горя от ума» объясняет: почему Дом Фамусова – не сосредоточение всех пороков и глупостей барской Москвы 19 века.

- Александр Анатольевич, что вы думаете об Александре Андреевиче Чацком?

- Он – обаятельный, харизматичный человек с красивыми идеями. Герой, потому что вместо спокойной жизни предлагает искать, спорить, опровергать, доказывать. Но для тех, кто – не герой, общение с такими людьми, как Чацкий, проблематично. Чацкие хотят от окружающих, чтобы они соответствовали тому миру, который они придумали и которому стремятся.  

- До сих пор ведется спор на предмет ума Чацкого? В вашей постановке он - умен?

- Ум Чацкого очевиден. Но из-за того, что он произносит свои речи в присутствии людей, которым они глубоко безразличны, ум героя подвергается сомнению. Но в этом – идеализм Чацкого, а не глупость. На мой взгляд, причина говорливости Чацкого в том, что он влюблен, и это состояние его выводит из себя. Хотя Чацкий говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу», но, на мой взгляд, между умом и сердцем у него прямое взаимодействие. Например, он ждет Софью, а ее  нет и нет, и чем дольше он ждет, тем больше заряжается на спор.  Именно в такой ситуации рождается монолог «А судьи кто?». Хотя это привычная для нас либеральная речь, на которой выросли все демократические державы, но именно она ставится в упрек Чацкому как умному человеку.  Все революционеры произносят такие речи в надежде сделать человечество счастливым. Наша страна неоднократно переживала такие путешествия за счастливым будущем. Правда, воплощение идей – другая сторона вопроса.

- Профессор русской литературы в Сорбонне – Рене Гера не устает повторять, что «Чацкий – истинный герой, потому что он – не приспособленец,  не лжец, не стяжатель». В своем спектакле проводите ли вы мысль, что не нужно приспосабливаться к миру, к обществу, а надо всегда оставаться самим собой?

- Конечно, хорошо говорить то, что думаешь, и не надо идти на компромиссы со своей совестью и убеждениями, но при этом неоднократно мы были свидетелями, когда максималистические идеи, которые несли с собой Чацкие и другие, приводили к катастрофам. Сегодня мы обращаем внимание на те гуманистические ценности, которые привились на Западе. И в этом смысле Дом Фамусова можно сравнить с любым буржуазным домом в Европе, да, и с буржуазным домом в современной России.

- Вы осмеиваете Дом Фамусова, как это делали практически все режиссеры-постановщики?

- Нет. Моя версия отличается от других тем, что я показываю – простые семейные ценности, как любовь отца к дочери,  верность традициям, память о предках – не есть  плохо. В идеале общественного устройства должен быть баланс между идеей или идеологией и семейными ценностями. Если государство настроено только на перемены, перестройки, реформы, то есть подчиняется зову Чацких, оно обречено.

- В вашем постановке герои цитируют роман Пушкина «Евгений Онегин», хотя он написан после «Горе от ума». Такими обращениями вы хотите сказать, что между Чацким и Онегиным близкая связь?

- Во-первых, Чацкий – первый, кто страдает из-за своей любви. В нашем спектакле он уезжает из Москвы – глубоко несчастным. Более того, в нашем спектакле он оставляет  Дом Фамусова, убив в себе любовь к Софье. Уезжает из Москвы уже отчасти лермонтовский герой, который со скепсисом взирает на все человеческие страсти. Онегин и Печорин – уже не такие цельные как Чацкие, ибо, с одной стороны, в них теплится дух тех идей, которые проповедовал Чацкий, а с другой стороны, они уже совсем не способны их осуществить. Весь ужас в том, что и к домашней семейной жизни Онегин и Печорин не приспособлены. Согласитесь, трудно представить Печорина, который живет в браке с княжной Мери в гостиной с уютными занавесками?  Но это все пошло от Чацкого, который с порога отвергает Дом Фамусова как источник счастья.

- Ваша постановка больше о любви или об идеях?

- О возможности или невозможности сосуществования идей и семейного счастья. Моя задача сказать, что не надо жить  далекой отвлеченной идеей, а надо любить, ошибаться, искать.

- А что дает любовь умному человеку?

- Любовь дает опыт страдания, опыт понимания, опыт красоты. Находя и теряя, внутренне мы становимся «круче».

- А Софья страдает, когда узнает, что Молчалин ее не любит?

- Да, в нашем спектакле это взрывает внутренний мир Софьи, ставит ее в тупик. Она не знает – что делать, когда все хрустальные замки, которые она построила, разрушены?

[CDNVIDEO]


[/CDNVIDEO]

- Вам удалось найти достойного исполнителя роли Чацкого?

- Один исполнитель оправдывает мои надежды, второй, увы,  пока нет.

- Почему вы решили одеть героев в современные одежды? Например, у Софьи очень открытее ноги, тогда как в 19 веке обнажали плечи и руки?

- Я бы назвал костюмы не современными, а эклектичными.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.