Светлана Крючкова: При слове «любовь» в зале возникает звенящая тишина
Накануне актриса ответила на вопросы «ВМ».
- Светлана Николаевна, это будет поэтический или литературно-музыкальный вечер?
- Там будет все: песни, стихи, отрывки из спектаклей. На этот раз я буду читать произведения юбиляров - в этом году мы отмечаем юбилеи Пастернака, Баратынского, Бродского, Бунина, Блока, Куприна, Самойлова. Главное для меня – заразить слушателей любовью к поэзии. Хочется, чтобы все, кто придет на мой концерт, вернувшись домой, взяли в руки поэтический томик или начали искать стихи в Интернете.
- Поэзия помогает вам лучше понять себя, других людей?
- Я люблю поэзию за то, что она в очень сжатой, концентрированной форме отвечает на те вопросы, которые интересуют каждого. В любом зале – большом на 2000 мест, или в маленьком на 65 слушателей – стоит произнести слово любовь, как возникает звенящая тишина. Потому что каким бы человек ни был - красивым или некрасивым, успешным или не очень, старым или молодым, толстым или худым - каждый мечтает любить и быть любимым.
- Вы выступаете и как актриса, и как режиссер, и как исследователь литературы?
- Я стараюсь! Программы могут быть разными, главное - говорить с людьми о них самих. Многие артисты отвращают публику от поэзии, они начинают предъявлять себя, что-то изображать. А нужно просто проявить смысл. Ахматовой писала: добивайтесь мысли, проясняйте смысл, все остальное не имеет большого значения. Я делаю поэзию очень доступной. И хочу, что люди, приходящие на мой концерт, стали после него чище, лучше, позитивнее. Потому что искусство должно обязательно давать людям надежду.
- Должен ли артист быть разносторонне образован, или достаточно хорошо двигаться, быть музыкальным, иметь красивый голос?
- Если это артист оперетты, то достаточно. А вообще, все очень индивидуально. Я занималась поэзией даже тогда, когда она была совсем никому не нужна. Делала программы для себя, сидела ночами, что-то выписывала. Я ведь в школе хотела быть филологом, мечтала закончить аспирантуру, учить студентов. И до сих пор для меня самые счастливый период - когда я работаю над новой программой. Роюсь в материалах, читаю книги, общаюсь со специалистами. Я 46 лет занимаюсь поэзией Ахматовой и все больше узнаю о ней нового.
- Вы ведь сыграли Анну Ахматову в кино. Помогло ли вам знание ее поэзии вжиться в образ и, наоборот, сыгранная роль открыла вам что новое в ее стихах?
- Конечно. После съемок фильма «Луна в зените» я сделала большую ахматовскую программу, влезла в материал с головой. Судьба ко мне благосклонна, она посылает мне таких людей, делает такие подарки, что это просто невероятно.
- Москвичи любят вас. А вам нравится московская публика?
- Я очень люблю выступать в Москве. Многие артисты, прежде чем выходить с новой программой к московскому зрителю, обкатывают ее в провинции. Вы не поверите, но я все свои программы проверяю на москвичах. И они мне многое подсказывают. Я изучаю их реакцию, ориентируюсь на их вкус. Москвичи очень открытые люди, они не стесняются выражать свое мнение. А самое ценное качество московской публики – то, что у них не угасает интерес к жизни, к тому, что делается вокруг. Они всегда готовы бежать на выставку, на премьеру фильма, на новый спектакль или концерт.
- Юбилейный вечер - особенный. Волнуетесь?
- Я волнуюсь всегда. Мандраж начинается с вечера, не могу заснуть перед выступлением - это какой-то ужас. Только мой кот знает, чего мне это стоит. Мечусь по квартире, и он со мной. Хотя все отрепетировано, готово, все равно волнуюсь: сердце колотится, руки холодеют. Страшно обмануть чьи-то ожидания. Ведь люди идут на концерт, чтобы получить ответ на вопросы, которые их волнуют. Потому всегда стараешься открыть им что-то новое, чем-то утешить или, может быть, насмешить. Только не пошлятиной какой-то. В общем, сделать так, чтобы им легче жилось. Я всегда говорю перед концертом: выключите телефоны, отключитесь от суеты, забудьте о своих проблемах, давайте, остановим мгновение и побудем наедине друг с другом.
Справка
Светлана Крючкова родилась 22 июня 1950 года в Кишиневе. В 1973 году окончила Школу-студию МХАТ и стала актрисой Московского художественного академического театра им. М. Горького. Поначалу ее использовали в амплуа роковой женщины. Высокая, статная, с волевым лицом и копной золотисто-рыжих волос, она воплощала на студенческой сцене образы женщин волевых, страстных, сильных. Однако уже во МХАТе актриса сыграла чистую до святости Александрину Гончарову в «Последних днях» Михаила Булгакова. В то же время на телевидении Крючкова появилась в роли наивной и сентиментальной Нелли Леднёвой в телефильме «Большая перемена». В 1975 году актриса вышла замуж за Юрия Векслера и переехала в Ленинград. С октября 1975 года работает в БДТ. Снималась в фильмах «Утомленные солнцем», «Родня», «Ликвидация», «Женитьба» и других. Народная артистка России.