Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Сломанный гений Анатолий Эфрос

Сюжет: 

Телевидение
Развлечения
Наиболее известные свои работы Анатолий Эфрос поставил в театре на Малой Бронной и на Таганке
Наиболее известные свои работы Анатолий Эфрос поставил в театре на Малой Бронной и на Таганке / Фото: wikipedia.org
Пожалуй, в выходные главным событием для любителей высокой культуры стал фильм к 90-летию Анатолия Эфроса, показанный «Россией К». Построенная на воспоминаниях сына режиссера Дмитрия Крымова, лента стала и рассказом об уникальном театре Эфроса, и поводом для размышлений — отчего признание к гению, которым Эфрос был, часто приходит лишь после смерти.

При жизни Анатолий Васильевич не был обласкан властью. Но при этом известие о его уходе появилось во всех центральных газетах на самых видных местах. И сейчас о нем и его театре говорят как о явлении колоссальной значимости для нашей культуры; справедливости ради заметим, что все значимые театроведы всегда ставили на одну линейку три имени — Георгия Товстоногова, Юрия Любимова и Анатолия Эфроса.

История жизни Эфроса достойна романа, причем весьма непростого психологически: такой мог бы написать разве что Юрий Нагибин... Театральная эпоха 1960–1970-х годов немыслима без Эфроса — как верного продолжателя линии, взятой когда-то Художественным театром.

А драма его жизни заключалась в том, что у него не было своего театра — своего полностью, верного, театра единомышленников, преданных ему так, как были преданы Товстоногову актеры Большого Драматического театра или труппа Таганки — Любимову.

А когда мечта его жизни свершилась, и он получил театр, его стены и дух оказались для него чужим — назначение Эфроса главным режиссером Таганки вместо Любимова привело к колоссальному скандалу, пережить который Анатолий Васильевич не смог.

При этом какие претензии мог Эфрос предъявить? Формально — минимальные. Он никогда не был революционером, не был заложником каких-то совершенно неразрешимых разногласий с властями, не был угнетаем так, как это случалось с другими талантливыми людьми... Его ставили, разрешали выезды за границу и работу там, в том числе в Японии, да и запретили-то всего пару спектаклей, «Три сестры» по Чехову (поди пойми, кстати, что уж такого в них углядели!) да «Гнездо глухаря» Розова (постановка, кстати, потом была осуществлена в Сатире, и ничего страшного не случилось). Эфрос снимал и фильмы — особые, тонкие, «эфросовские», — предназначенные не для массовой публики, а с претензией на высоченную интеллектуальность.

Но при этом ему мешали работать и творить как-то особо изощренно, тонко, ювелирно.

Он это понимал и чувствовал — поскольку вообще тонко чувствовал все полутона, ведь и в историю театра он вошел как мастер нюансов, деталей, значимых мазков. И хотя в том же театре на Малой Бронной его «прикрыл» собой профессионал и изумительный человек, главный режиссер Александр Дунаев, дав Эфросу заниматься «чистым» искусством и оберегавший его от столкновений со всем тем, что можно назвать госзаказом, Эфрос все равно страдал — он был растворен в служении Мельпомене и никак не мог вписаться в рамки «текущей ситуации»...

Непростой характер Эфроса не добавлял ему очков. Согласившись возглавить после Любимова Таганку, он хотел лишь одного — творить. А Таганка была «заточена» под другие принципы работы.

В этом назначении была особая хитрость — ведь ему не простили этого решения, стали воспринимать как предателя. В сломанной до хруста, непростой судьбе Эфроса как в зеркале отразилась эпоха и страна, которых уже нет.

А вот имя его — слова богу, осталось в истории. И — привкус горечи. От того, что многие истины осознаются с запозданием...

ОБ АВТОРЕ

Ольга Кузьмина - обозреватель и колумнист «Вечерней Москвы»

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.