Дорога к правде через «Коридор бессмертия»
- Федор Максимович, почему была выбрана такая сложная и больная для страны тема? Чем эта картина отличается от уже существующих лент?
- Несколько лет назад я натолкнулся на пронзительную историю о создании железной дороги, которая связывала осажденный Ленинград и Большую землю. Речь идет об отрезке пути из Северной столицы длиной 33 километра, который за 17 дней построили пять тысяч человек под бомбежками и обстрелами. Мы все слышали о «Дороге жизни», а про эту дорогу, которую участники называли «Коридором смерти» из-за большого количества жертв, практически ничего не известно. Хотя по ней было перевезено 75 процентов всех грузов в Ленинград и обратно.
- При создании сценария с кем вы консультировались насчет достоверности фактов?
- Особенность сценария такова, что он основан на реальных событиях. Прототипы героев картины реально существовали, а некоторые еще живы, и они дали нам колоссальное количество информации. Естественно, есть место художественному вымыслу, но на вопрос: «Могло ли так быть?» — ответ однозначный: «Могло!» Кроме того, все картины, которые поддерживаются Министерством культуры, проходят экспертизу Российского военно-исторического общества. Их специалисты вынесли заключение о достоверности сценария и очень прониклись проектом.
- Когда и где стартуют съемки?
- Съемки начнутся в декабре. Они пройдут в Санкт-Петербурге, в первую очередь в том самом сортировочном депо, откуда и выходили поезда во время войны, а также в самом городе. Поскольку облик Петербурга за 70 с лишним лет изменился, переправу, которая наводилась через Неву, мы будем снимать на берегу озера Ильмень, расположенного недалеко от Великого Новгорода. Затем мы переместимся на военный железнодорожный полигон под Лугой, и, наконец, четвертым этапом станут павильоны «Мосфильма».
- По актерскому составу уже есть какое-либо понимание?
- Есть точная определенность по исполнителям главных ролей. Это Мария Кожевникова, Артем Алексеев, Александр Обласов, Анатолий Горячев, и в одном из значимых эпизодов роль важного, матерого железнодорожника сыграет Игорь Ясулович.
- Вы выше сказали, что получили поддержку от Министерства культуры. В каком объеме она была оказана и хватит ли тех денег на создание картины?
- Не хотелось о больном, как говорится. При создании картины о войне такого рода камерным подходом никак не обойдешься, если только перед авторами не стоит задача дискредитировать тему. В позапрошлом году мы получили от Министерства культуры 35 миллионов рублей. Сумма немаленькая, но для этой ленты она, безусловно, мала.
К тому же в течение последнего года происходили события, которые полученные деньги превратили в вдвое меньшую сумму. Два с половиной миллиона выделило правительство Санкт-Петербурга, помогают Министерство обороны, РЖД — не финансово, а материально-технической базой.
В планах ближе к началу съемок запустить краудфандинг. Поиск средств дается нелегко, но обратной дороги нет. Мы верим в успех.
СПРАВКА
Федор Попов родился в Москве 20 февраля 1956 года. В 1979 году окончил экономический факультет ВГИКа, а с 1995 по 1998 год обучался там же, но уже на режиссерском факультете. В списке режиссерских работ числятся такие картины, как «Четыре таксиста и собака» и «Кавказская рулетка». Участник Берлинского кинофестиваля (2003 год) в программе «Новое русское кино».