Армен Джигарханян: Время — мой главный враг
Накануне юбилея «ВМ» попросила Армена Борисовича поделиться своими воспоминаниями и раздумьями об искусстве и жизни.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
Шекспир написал пьесу, которая называется «Гамлет». И там был задан вопрос: «Быть или не быть?» Есть хотя бы один человек, который на него ответил? По-моему, нет. А ведь этот вопрос был задан 400 лет тому назад! Конечно, нельзя все время загружать зрителя серьезными вопросами, поэтому мы иногда шутим, выдумываем какую-нибудь сказку. И эта сказка нас куда-то влечет, куда-то ведет. Но как старый человек я знаю, что все равно мы рано или поздно вернемся к этому вопросу: быть или не быть? Это трудный вопрос, очень трудный. Чтобы найти ответ, люди и приходят в театр или в церковь.
ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИВИЛЕГИЯ
У меня была потрясающая мама. Мы жили с ней вдвоем. Позже появился отчим, с ним мне тоже очень повезло. Он оказался тончайшим, нежнейшим человеком. Я это всегда помню и благодарен ему до сих пор.
Моя мама работала в Совете министров Армении. Единственная привилегия была в том, что на елку мы ходили чаще других. Но я ни разу в жизни не выступал на этих елках. Мама говорила: ты же артистом хочешь быть, ну иди, почитай. Я очень не хотел выходить.
НЕ ПОТЕРЯТЬ ГОЛОВУ
Мама мне говорила по-армянски: «Что бы ни случилось, не потеряй голову». Этот совет мне потом очень пригодился в жизни, я много раз видел, как люди теряют голову. А еще я бесконечно благодарен маме за то, что она научила меня не врать.
МОИ КОМПЛЕКСЫ
Я думаю, если уж совсем упростить (Шекспир в могиле перевернется), то «Отелло» — это абсолютно, в чистом виде, расовая проблема. Потому что он черный. Если мы задумаемся, то поймем, что во всех наших жизненных проявлениях виноваты комплексы.
Я много лет страдал из-за своего маленького роста и короткой шеи. Я выходил на сцену, снимался в кино, потом смотрел на себя: «Боже мой...» И до сих пор, когда вижу себя на экране, думаю: вот человек очень маленького роста с короткой шеей. Мне надо знать эту правду, а это не так просто. Потому что мы все о себе думаем лучше, чем мы есть.
НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД
В жизни я видел многое, но самое большое впечатление на меня произвел Ниагарский водопад. Когда видишь, как абсолютно безобидная водичка течет и через две секунды лавиной летит вниз — это чудо. Самое трудное в жизни — оставаться самим собой.
Накануне юбилея меня пригласили в Благовещенск на фестиваль «Амурская осень» со спектаклем «Нетелефонный разговор». В нем речь шла о том, как один герой, потеряв все, не перестает быть человеком, а другой, лишившись должности или богатства, теряет самого себя. Мы ко всему готовы: к приказам, постановлениям, командам. Направо-налево — это мы умеем делать.
Но надо культивировать в себе умение самому принимать решения. Я думаю, что наша самая главная проблема в том, что мы все время ждем, когда кто-то, начиная с Иисуса Христа и кончая партией и правительством, придет, сделает, распорядится за нас. Никто не сделает — это я уже точно выяснил.
ЖАЖДА ИСКАТЬ ОТВЕТЫ
Мой самый страшный враг — время. Потому что постоянно спрашиваешь себя: а смогу ли я это сделать? Мне 80 лет, и до сих пор безумно люблю театр. У меня масса орденов, званий, регалий. Но все равно у меня остается миллион вопросов, на которые нет ответа. Ради чего мы живем на свете? Чему учим детей? Где ищем точку опоры? Что потеряли? Как жить дальше? Жажда искать ответы — это естественное состояние души. Потому что очень важно сомневаться. Нам все равно надо понять: быть или не быть? Пока живы, мы будем искать ответ на этот вопрос.
СПРАВКА
Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване. Работал в труппе ереванского театра, в Московском театре имени Ленинского комсомола, в Московском театре имени Вл. Маяковского. Артист сыграл около двухсот киноролей. Славу принесли ему фильмы «Здравствуй, это я!», «Когда наступает сентябрь», «Новые приключения неуловимых», «Операция «Трест» и другие.