Свежий взгляд на мир-театр
«Я не очень люблю в театре ставить о театре, – заявил в одном из интервью г-н Туминас. – Но это исключение, это некий манифест актерского существования, актерской судьбы».
Однако в конечной редакции получилась скорее исповедь старого, может, несколько чудаковатого, но мудрого актера Минетти, который «искусством преувеличений» (по Бернхарду) заставляет зрителей иначе взглянуть на мир-театр, где «женщины, мужчины – все актеры».
Бернхард часто делал знакомых и друзей персонажами своих пьес, порой не самыми привлекательными, что приводило к обидам и ссорам. Вот и знаменитый актер Минетти, много игравший в его пьесах, предстает у него безумным стариком, мечтающим в последний раз сыграть короля Лира (у Туминаса он больше философ).
Оказавшись волей случая накануне Нового года в гостинице на берегу моря, Минетти размышляет о своей судьбе, о кочевой актерской профессии, об отношениях артиста и зрителей и, конечно, о любимом образе Короля Лира, чью маску работы знаменитого художника Энсора он более 30 лет хранит в своем дорожном чемодане, чтобы когда-нибудь сыграть эту роль еще раз.
Маски, у которых «ни души, ни званья нет», располагают артиста Минетти к откровенности. Они же позволяют артисту Владимиру Симонову, исполнителю роли Минетти, мастерски перевоплощаться, учитывая мельчайшие нюансы образа, играть так, что у зрителей дух захватывает от накала и энергетики представляемых им переживаний.
Среди других актерских удач следует назвать работу Людмилы Максаковой, которая умудрилась создать образ Дамы буквально из ничего, наградив ее многозначительным молчанием, и Максима Севриновского (Влюбленный клоун).
По воле режиссера, действие спектакля разворачивается в холле отеля, где много людей – потенциальных слушателей «монологов Минетти», так что герой существует в привычном для актера пространстве – между жизнью настоящей и жизнью игровой. Атмосфера ожидания новогоднего бал-маскарада оправдывает появление ряженых, которые толпами проносятся через холл отеля, создавая стихию карнавала.
История заканчивается смертью Минетти. Туминас решает эту сцену так, что в зрительской памяти остается только Лир. Судьбы актера и персонажа срослись.
Велика роль в успехе «Минетти» художников. Адомас Яцовскис создал образную, функциональную сценографию, Котрина Дауётайте сочинила костюмы, а Нарек Туманян обогатил сценическое действо выразительным светом.
Спектакль получился содержательным и очень театральным, в чем безусловная заслуга Римаса Туминаса – режиссера умного, талантливого и всегда разного.