Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Игорь Масленников: Важно понять, куда ведет cудьба

Развлечения
Игорь Масленников: Важно понять, куда ведет cудьба
1986 год, Санкт-Петербург. Игорь Масленников, актер Василий Ливанов, оператор Юрий Векслер, директор картины Игорь Визгин и актер Виталий Соломин (слева направо) на съемочной площадке «Шерлока Холмса». / Фото: Из архива
26 октября кинорежиссеру Игорю Масленникову, снявшему один из лучших фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, исполняется 84 года.

Знаменитый режиссер обосновался в Петербурге, где и работает, и преподает, и пишет книги.

- Игорь Федорович, не так давно вышла ваша новая книга «Осколки»...

- Шаржи, эпиграммы, рисунки — там собрана вся моя жизнь, ее осколки. Стихи и фрагменты прозы, графические работы, связанные с телевидением и театром, много книжных иллюстраций.

- Здорово, что, несмотря на преклонный возраст, вы еще работаете.

- Хотелось поделиться своими чувствами. Моя биография уложилась в развитие мирового кинематографа, я еще застал эпоху широкоформатного кино и даже снял два широкоформатных фильма: «Гонщики» с Евгением Леоновым, Олегом Янковским и «Ярославна, королева Франции» с Еленой Кореневой, Караченцовым, Джигарханяном. Для меня большая печаль заключается в том, что сегодня погибло пленочное кино. Я ведь снимал еще самые первые телесериалы на «Ленфильме».

Единственное, что я не снимал в своей жизни, так это кино для снобов. «Выпендриванием» никогда не занимался. Кино — это зрелище для большого количества людей.

- Из последних ваших фильмов чаще вспоминают картину о долгах и банкротстве.

- «Банкрот» — экранизация пьесы Островского «Свои люди — сочтемся». Я считаю фильм своей удачей. А незадолго до этого я снял картину «Письма к Эльзе». К сожалению, это фильм, который не видел практически никто.

- Зато другие ваши картины часто показывают по телевидению: «Зимняя вишня», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Кстати, как вы к продолжениям этих историй относитесь?

- Мы вошли в эпоху денег, и они диктуют правила. Самый примитивный способ заработать — это повторить то, что когда-то имело успех. Но это лишено своей первоосновы, то есть первичности таланта и творчества.

- Но есть удачные примеры

- Дело в том, что в Голливуде существует высокая продюсерская культура, а у нас в эту сферу пришло жулье, которое только и знает, как раздобыть где-то денег и половину положить себе в карман. О прокатной судьбе картины и не думают.

- Вашего «Холмса» любят и у нас, и в Европе. Хвалила даже экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. В чем загадка успеха?

- Споры о том, кто был лучшим в картине, ведутся до сих пор. Много говорили, что успех картины обеспечила игра Василия Ливанова, у него получился великолепный Холмс. Нет, это не так. Там было коллективное творчество. Вот представьте, если бы я не пригласил на фильм композитора Владимира Дашкевича — не было бы знаменитой увертюры. Если бы не позвал, например, Рину Зеленую на роль миссис Хадсон, не пригласил бы Борислава Брондукова сыграть инспектора Лестрейда. Ничего бы не получилось.

А Ватсон, которого сыграл Соломин?.. Кстати, сценаристы написали только первые серии картины. Потом они занялись другими делами, а последующие истории писал уже я сам. У меня даже книжка вышла «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Пять режиссерских сценариев». Она о том, как создавался этот фильм.

- Вы на съемочной площадке диктатор?

- В свое время я общался с замечательными театральными режиссерами, одним из них был Товстоногов. С ним мы дружили, помню, даже вместе на машинах ездили по Прибалтике, сидели у костра. Товстоногов меня заразил «вирусом режиссуры». Это был великий специалист, способный организовать спектакль. Не продиктовать, а именно вырастить, создать с помощью художников, актеров. И я в своей педагогической деятельности тоже учу этому созиданию, хотя есть много примеров хороших режиссеров-диктаторов. Тот же Герман, Тарковский.

- Но некоторые актеры говорят, что Товстоногов порой был жестким на репетициях.

- Только на финальном этапе. БДТ времен Товстоногова был большой дружной творческой компанией. Он был, если можно так сказать, садовником. Когда куст созревал, дерево вырастало, Товстоногов брал ножницы и доводил до совершенства.

- Сегодня у большинства людей клиповое мышление, им не до глубин души, согласны?

- В Академии художеств были правила: студента отчисляли, если обнаруживали, что он занимается карикатурой. Формулировка — за порчу глаза и руки. То есть человек, который склонен смотреть саркастично на мир, не сможет написать психологический портрет. То же примерно и с клипом. Однако клип — это все же особое искусство. Бондарчук, Бекмамбетов — это другое кино. Это новая субкультура, которую я называю «кино гаджетов».

- Создать хороший фильм — это следовать замыслу сценариста или идти своим путем?

- Не имеет значения. Главный признак хорошего фильма — то, что он остается в душе. Чтобы человек услышал мелодию из фильма и сразу вспомнил о нем. Как-то меня попросили назвать два лучших фильма — наш и заграничный, — я ответил сразу: это «Не горюй» Данелии и «Амаркорд» Феллини. Они запали мне в душу.

- Еще один ваш фильм до сих пор не сходит с экранов — «Зимняя вишня». Вы как-то говорили, что описывали в картине время женщин.

- Это был чудовищный застой: беспомощность, старость власти, мужики ничего не делали, получали пайки. Все тянули женщины. В то время создавалось много фильмов о женском одиночестве: «Одиноким предоставляется общежитие», «Одинокая женщина желает познакомиться». В стране множество матерей в одиночку воспитывали детей. Фильм «Зимняя вишня» — вариант мужского покаяния. Автор сценария и я, мы каялись в грехах.

- А сейчас время мужчин?

- Да, время мужчин. И время кошельков. Но, мне кажется, наступает опять период женщин, только жестких. Ну например, Ангела Меркель чувствует себя фюрером 4-го рейха. Между тем она комсомолкой была, когда-то приезжала в Москву и занимала первое место на Олимпиадах по русскому языку. А президент Литвы? Она же работала в высшей партийной школе в Вильнюсе. Из таких же женщин и Хиллари Клинтон, которая метит на президентский пост в США.

- Сегодня вам исполняется 84 года. Как сохранить ясность мысли, ироничный ум?

- Для этого нужно бросить курить. Я 30 лет курил, и 30 лет уже нет. А еще надо научиться слушать себя и двигаться туда, куда ведет тебя судьба.

- Вы верите в судьбу?

- Да, я агностик. Трудно разобраться с таким количеством религий, но, несомненно, какая-то высшая сила в этом мире присутствует.

СПРАВКА

Игорь Масленников родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. В 1954 году окончил факультет журналистики Ленинградского университета, работал на местном телевидении.

В 1967 году окончил Высшие режиссерские курсы при киностудии «Ленфильм». В кино дебютировал фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». Огромную известность Игорю Масленникову принесли телевизионный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и трилогия «Зимняя вишня».

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.