Эпоха, наполненная музыкой
Совсем недавно, 15 мая, ему исполнилось 90 лет. На концерт в честь юбилея он решил не приезжать, поскольку чувствовал себя не очень хорошо. Но и расстроен этим не был. Эшпай всегда считал, что главное для композитора – это исполнение его музыки лучшими музыкантами и коллективами.
Наверное, сейчас надо признать – более московского композитора, особенно с таким стажем, в столице нет и не было. Против воли, завернув от Патриарших на Малую Бронную, начинаешь напевать песню про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой. И первый снег тут же вызывает ассоциации с его «А снег идет». И лирические «Два берега» – ну как без них можно прожить жизнь?
[AUDIO=1]
Андрей Эшпай родился в 1925 году в Козьмодемьянске, но с трех лет жил в Москве. 87 лет. 87! И школу-семилетку имени Гнесиных он окончил в роковом для страны 1941 году. Он хотел, конечно, на фронт, и рвался туда, но по возрасту не прошел. Был расстроен, решил, что все равно добьется своего и ведь добился – в 1943 году он поступил в пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков и с конца 1944 года воевал на 1-м Белорусском фронте. День Победы, 9 мая 1945 года, Андрей Эшпай встретил в Берлине.
Как многие фронтовики, он не слишком любил рассказывать о войне. Да и воевать ему выпало чуть больше полгода и Эшпай всегда скромничал. Хотя какими они были, эти месяцы… Ведь воевал он на передовой. Его взвод бился за Варшаву, участвовал в преследовании врага под Кольбергом на Балтике, на Одере и в Померанской бухте. Оглушенный взрывом, он пролежал в поле и бы обойден врагами, которые приняли его за мертвого. А после возвращения с одной из высоток, буквально залитой огнем противника, чудом спасшийся Андрей узнал, что «похоронку» на него уже чуть не отправили матери…
[OBJМайя Кристалинская - "А снег идёт".]
Он никогда не хвастался подвигами и хранил войну в сердце. Его боль и память о ней изливались в музыке – стихи, которые ему приносили, были написаны про него, про его друзей, про брата Валентина, который ушел на фронт раньше него и погиб в первый же год войны.
Боевые заслуги разведчика лейтенанта Андрея Эшпая отмечены государственными наградами – орденом Красной Звезды и многочисленными медалями. Война, ее ужас и невероятное счастье победы – вот то, что навсегда вошло в его творчество и стало его основой. Трагедийно-философская симфония Эшпая, исполненная Государственным симфоническим оркестром СССР, стала овеществленной памятью о том, что пришлось пережить в годы войны. А Пятую симфонию он назвал «Военной». И всегда пояснял – даже если композитор не пишет конкретно о войне, она все равно присутствует в творчестве… «Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война. Все герои в земле — война унесла лучших», – говорил он…
Ну а после войны он растворился в музыке. Той, которой было с ранних лет беззаветно предано его сердце.
[OBJИз к/ф "Хочу верить" - песня "Серёжка с Малой Бронной".]
В 1953 году – тоже определяющем для истории страны – он окончил Московскую консерваторию, а потом, под руководством самого Арама Хачатуряна, ее аспирантуру. Хачатурян был сгустком энергии, и энергии разной – нервной, темпераментной, всепобеждающей. Эшпай был другим. И трудно сказать, от Хачатуряна ли, или, как говорится, от самого себя, но он унаследовал фантастическую музыкальную неравнодушность. Его музыка всегда имела много внутренних планов и никогда не была «проходной».
Он всегда был предельно скромен, и потому многие подробности его биографии не известны даже поклонникам. Но его биография – это его музыка. В ней с предельной точностью отражены все этапы послевоенной жизни страны.
Удивительно другое. Для большинства из нас Эшпай – это в первую очередь композитор, подаривший нам чудесные песни. Но написанные им оперетты, балеты, разнообразные произведения для оркестров и концерты, чудесные пьесы для «струнников» и камерно-музыкальные произведения – на самом деле куда больший вклад в копилку музыкальной культуры. И произведения эти давно стали классикой.
… Своего старшего сына Андрей Яковлевич и Александра Михайловна, его жена, пианистка и работник издательства, назвали Валей, Валентином. Он стал научным работником Института кино. Второй сын – Андрей – стал замечательным кинорежиссером. Одна из внучек, Маша Эшпай, ныне – талантливая пианистка. Сказать – такой, как был и ее дедушка, не получается. Мешает слово «был» – горькое и не позволяющее ставить многоточий.
Горькая утрата для страны, но особенно горькая – для столицы. Она будет помнить вас, Андрей Яковлевич…
«Вечерняя Москва» выражает соболезнования родным и близким Андрея Эшпая.
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Эдита Пьеха, певица:
– Он последний из целой плеяды композиторов. Огромная утрата. Время рождало такие таланты. Война, потрясения – люди были способны воспринимать все более обостренно, чем мы сейчас. Творцы передавали это по-своему: кто художник, кто музыкант, кто поэт. Взрыв энергии. Когда люди живут спокойно, они как затихшие вулканы, которые не могут извергать. Талант – это вулкан, это эмоции, это обостренное восприятие действительности, всего, что происходит. Великие песни, шедевры – это результат беспокойного времени.
Максим Шостакович, дирижер:
– Мне 77, ему 90, разница в 12 лет. Когда я был совсем молод, лет 19 мне было, посчастливилось играть с Андреем Эшпаем фортепьянный концерт. Я дирижировал, он солировал. Я пришел на репетиции совсем мальчишкой, поддержка уже состоявшегося профессионала была мне просто необходима. Он пожелания свои высказывал, и доброжелательно направлял. Эшпай был блестящий пианист и человек замечательный. Очень общительный, добрый, теплый. Он работал во всех жанрах, с ним ушла целая эпоха нашей музыки. Секрет популярности его песен в том, что он был впереди своего времени. Всегда интересен молодым. И конечно, молод душой – это проявлялось и в творчестве, и в характере. Чудо-чудо человек. Как жаль…