Зачем Герасим утопил свою Му-му. Я не пойму, я не пойму*
Понятно, что современная молодежь классику читает абы как, а потому и появляются в сочинениях такие фразы: "К сожалению, сюжет Му-му типичен для царской России. Во всех уголках империи глухонемые дворники вынуждены были топить своих собак. Тоскливое мычание раздавалось отовсюду. А барыни в это время веселились, закинувшись лавровишневыми каплями!.."
Актеры (да простят меня служащие таких театров как МХТ, Ленком или Сатирикон) "Эскизов в пространстве", может быть, очень сильные профессионалы, только вот еще очень молодые. Им хочется быть серьезными, но детства в мешке не утаишь. Спектакль... нет, все-таки просто действие. Действие напоминает студенческий капустник. Местами действительно смешной, когда зачитываются перлы из детских сочинений, местами грустный, когда действо пытаются осовременить и сравнивают судьбы Муму и Герасима с судьбой России, а местами и раздражающий, когда вместо слов на сцене мычание и лай.
В принципе, действие сводится к одному: молодые люди прочитали наконец общеизвестный факт, что Тургенев, который, дескать, не любил жить в России, потому как здесь угнетают крестьян, разузнал дикую историю про глухонемого крепостного Андрея, которого злобная барыня заставила утопить собачку. Тургенев описал историю в "Муму". И если, по автору, Герасим бросил барыню, то реальный крепостной остался служить. Молодежь из "Эскизов в пространстве" этот факт так поразил, что они создали свой спектакль. По их фантазии, кстати, Герасим не простил барыню и... расстрелял ее, совершив из шестизарядного нагана 10-12 выстрелов. Театр - что тут скажешь. Театр - во всем. Собачка кстати, та самая Муму, на сцене появляется в виде рисунка. Здоровенный Герасим сидит с листочком формата А4 и нежно прижимает его к груди: любит псину шибко. В конце, правда, когда барыню уже укокошили из пистолета и все вышли на поклон, на сцену вывели и настоящего пса. Видимо как аллегорию.
Впрочем, в чем ребятам не откажешь, так это в чувстве юмора. Все, что не касается сюжета "Муму", смешно. Но так и должно быть - капустник ведь.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Максименков, режиссер:
- Пьесы, по которой мы делали спектакль - не было и нет до сих пор. Мы просто поставили актеров в предполагаемые обстоятельства и предложили им импровизировать. Мы хотели осовременить это произведение, потому у нас и есть отсыл к современной школе. Школе, в которой, как и в царской России, есть расслоение общества. Потому и название такое "Муму. Сочинение на свободную тему".
*Слова из песни Алексея Кортнева