Москва простилась с режиссером Эльдаром Рязановым
Погода благодатная – без ветра, мороза, дождя, снега. Тем, кто хотел проводить в последний путь выдающегося режиссера, - никаких преград.
Последнюю сцену Эльдара Александровича – Центрального Дома Литераторов можно было бы расценить как иронию судьбы – есть Дом кино, Мосфильм, а с другой стороны, - выдающийся режиссер был автором книг, стихов и пьес.
Люди поднимались по красной ковровой дорожке легендарной лестницы Дома литераторов, неся в руках букеты цветов.
Лариса Ивановна Голубкина прижала к себе огромный букет бордовых роз. Ирина Купченко пришла с белыми розами. Инна Чурикова – с алыми розами. Лариса Гузеева с белыми лилиями. Олег Басилашвили прилетел из Петербурга с корзиной белых роз. Он сразу вышел на сцену и произнес прощальную речь:
- Для меня уход Эльдара Александровича – удар. Жизнь такова, что надо смириться, но не получается. К сожалению, я не успел повидаться с дорогим режиссером перед его уходом. Я очень многим обязан Эльдару Александровичу. Я снимался в пяти его картинах, и в каждой он открывал мне самого меня, и, конечно, кинематограф, мир… - на этом месте голос Басилашвили дрогнул. - Эрик, наедине я сказал бы тебе что-то более умное. Пусть земля будет тебе пухом.
Из Тбилиси проститься с другом прилетел режиссер Эльдар Шенгелая. Режиссер поблагодарил вдову Рязанова Эмму за заботу об Эльдаре Александровиче и лаконично сказал:
- Эльдар был необыкновенным человеком. Его картины будут призывать к счастью, к дружбе, к взаимопониманию бесконечно. Они - бессмертны.
Режиссер, актер Андрей Смирнов, прощаясь с коллегой, цитировал Некрасова и Блока. Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет» проводил мысль, что мудрые, добрые, жизненные, музыкальные, поэтические фильмы Рязанова были направлены на просвещение своего народа (этот процесс, по мнению Смирнова, пока не завершен)… А блоковские строки: «Он весь - дитя добра и света, он весь – свободы торжество!», сказанные неким юношей о нем, Блоке, в будущем, - об Эльдаре Александровиче.
О детской чистоте, непосредственности, влюбленности, вере в чудо, которыми обладал Рязанов, говорили все его артисты, друзья и коллеги. Оксана Мысина, сыгравшая маму сказочника в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» вспомнила историю, как в 8 утра, выйдя из поезда, Рязанов шел по перрону старинного городка Гатчина, читая вслух Пушкина. Журналист, редактор Ирэна Лесневская рассказала, что в каждого героя своей передачи, в каждого автора Рязанов был влюблен (его программа «Ирония судьбы» с успехом шла на Рен-ТВ). Владимир Меньшов сравнил Рязанова с «фейерверком искренности, радости, честности».
О грусти, ностальгии Эльдар Александровича в последние годы его жизни тоже обмолвились. Одни коллеги, друзья связывали печальные мысли режиссера с тем, что наступило другое время, в котором не очень-то комфортно чувствовали бы себя любимые героя Рязанова – скромные, застенчивые, интеллигентные, милые люди - Женя Лукашин, Анатолий Новосельцев, Надя. К этой категории бессеребренников принадлежал и Эльдар Александрович, который не умел, да, и не хотел «выбивать» деньги на свои фильмы. И подстраиваться под запросы продюсерского кино Рязанов не стал. Об этом сказал на гражданской панихиде Александр Ширвиндт:
- Я не знаю более штучной, индивидуальной личности, как Эльдар Рязанов. Тогда как сегодня такой конвейер поступления в сферу кино, что невольно может испортиться настроение.
Татьяна Догилева, названная в честь героини песни из фильма Рязанова «Карнавальная ночь», назвала Рязанова «властителем дум»:
- Когда я посмотрела «Гусарскую балладу», а это было в детстве, то поняла, что есть Родина, которую необходимо защищать. А когда увидела картину «Берегись, автомобиля», то поняла, что такое справедливость, и что за нее надо бороться».
Людской поток к гробу мастера, казалось, никогда не закончится.
Социальная несправедливость мира тревожила Эльдара Александровича, и о ней он снял свои ироничные, саркастичные и трагикомические фильмы. Валентина Талызина призвала всех пришедших на прощание с режиссером к тому, чтобы «держаться вместе, держаться за руки»:
- Эрик был за то, чтобы мы не разобщались, - обратилась к людям Валентина Талызина.
В эти часы прощания с мастером Центральный Дом Литераторов был местом единения. Инна Чурикова, поблагодарив Эльдар Александровича за «все», попросила кинематографистов: «даже не пытаться делать продолжения его фильмов, ибо это оскорбительно».
Эльдара Рязанова похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. Рядом - могилы выдающихся русских артистов: Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева, Анатолия Папанова и других. Композитор, ученый Сергей Никитин предположил, что «Эльдар Николаевич присоединился к прекрасной компании своих друзей: Петра Тодоровского, Булата Окуджавы, Зиновия Герда, Иннокентия Смоктуновского» и прочитал стихи Булата Шалвовича:
Совесть, Благородство и Достоинство
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.