Легкое дыхание великого мастера — знаменитого режиссера
Больше того, она дружила с его семьей. Поводом к созданию картины послужило нежелание режиссера, создателей ленты примириться с уходом мастера, это была большая личная потеря. И конечно, авторам важно было понять, как Фоменко вырос в великого режиссера, проследить путь мастера, его движение на творческую высоту.
Сложную биографию, эпизоды театральной жизни, яркие моменты репетиций вспоминают коллеги, ученики, сокурсники. Среди них много ярких имен прославленных сегодня режиссеров, актеров: Марк Захаров, Александр Калягин, Валентин Гафт, Павел Любимцев, Анатолий Смелянский, Борис Любимов, Олег Меньшиков, Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Полина Кутепова, Ксения Кутепова, Полина Агуреева, Сергей Пускепалис и многие другие.
Создатели фильма признают, что картина получилась не только о самом Петре Фоменко, в нем его любимые люди, для которых он всегда жив, в которых продолжается до сих пор.
Изначально планировалось сделать только четыре серии, но в итоге получилось десять. Документалисты говорят, что в процессе съемок возникало ощущение: чем больше работаешь над фильмом, тем больше остается недосказанного.
Идешь его улицами, адресами и видишь, сколько еще важного нужно рассказать.
Масштабная биография просто не уместилась в краткий пересказ. Одна история жизни вела к другой, сюжетные линии пересекались. В картину включены фотографии из личного архива, теплое интервью с вдовой Марией Тупиковой. Порой в фильме говорят люди, которые до этого в жизни никогда не давали интервью. Одноклассник, который знал Фоменко со школьной скамьи, сосед по площадке.
В каждой серии своя тайна, своя история и свой подзаголовок, особое название.
Съемки проходили главным образом в Москве, но не только. Важные дни, месяцы жизни Петра Фоменко проходили в Петербурге, Грузии, Париже. Это тоже значимые для него места, там, где он оставил свое сердце, где и побывала съемочная группа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Архипцева, режиссер:
- Ни у одного режиссера не было такого ощущения счастья, как у Петра Фоменко. Так получается, что фильм о Петре Наумовиче это еще и картина о его любимых людях, его «спутниках». Актеры, режиссеры Мастерской напитаны Учителем. Он им много чего рассказал, и поэтому очень многие его истории рассказывают именно они.
«Легкое дыхание» — так критики назвали стиль режиссера Фоменко. В фильме режиссер Леонид Хейфец говорит: «Со спектакля «Волки и овцы» Фоменко обрел свой творческий почерк — этот спектакль был поставлен еще в ГИТИСе.