Нужные книги детства. На них мы росли
Этот писатель был чрезвычайно популярен в нашей стране. На протяжении примерно шести десятков лет это был, пожалуй, любимый писатель у сильной половины человечества.
Особенно в возрасте 10–16 лет. Люди любого из этих поколений вплоть до середины 90-х годов могут назвать его писателем именно своего поколения.
Даже по официальной статистике, тираж его изданных книг за эти годы в нашей стране приблизился к 80 миллионам экземпляров и уступал только Хансу Кристиану Андерсену.
Понятно, что практически все мы начинали знакомство с его творчеством с северных рассказов. Долгие годы он считался именно таким писателем-путешественником, который рассказывает о жизни человека в суровых условиях, во времена «золотой лихорадки». Но чем старше мы становились, тем больше раскрывались для нас другие грани его писательского таланта.
И аляскинская романтика «Время-не-ждет» и «Смока Беллью» уступала место проблемному, колючему «Мартину Идену», жесткой «Железной пяте» и бескомпромиссному яростному «Мексиканцу».
При этом мало кто из советских (а потом и российских) читателей знал, что Лондон успешно работал в детективном жанре («Бюро убийств», «Сердца трех»). И в жанре фантастики и антиутопии («Межзвездный скиталец», «Алая чума», «Лунная долина»).
Обстоятельства его смерти до сих пор так до конца и не выяснены. Очень популярна версия самоубийства. Эту тему он поднимал и в романах. Возможно, в какой-то момент белое безмолвие пересилило любовь к жизни. Литературовед и критик Владимир Оскоцкий полагает, что Джек Лондон, как и другие яркие писатели США (Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд), не сумел пережить типично американскую трагедию, заключавшуюся в личном крахе американской же мечты.
Подобно своему герою, мексиканскому мальчишке-боксеру, выстрелить самим собой в цель, вырвать победу, дойти до вершины жизни — и обнаружить там пустоту.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Матвей Шпаро, полярник, член Совета по детскому туризму:
- Джек Лондон — один из немногих писателей, который хорошо описывал животных. Лондон отмечал, что у северных собак веками воспитывалась преданность человеку. Они никогда не будут бросаться на людей, а, наоборот, будут защищать и согревать их. И когда мы создавали наш лагерь в Карелии, то вспомнили его рассказы. Это было восемь лет назад. Мы решили, что можно разводить сибирских ездовых хаски. Начали с четырех собак, а сейчас их у нас в лагере уже около 70 голов. Все они голубоглазые, настоящие добрые домашние волки. Прямо как Белый Клык! Только не в одном экземпляре.
Николай Валуев, экс-чемпион мира по боксу, депутат Госдумы:
- Наверное, многие ждут, что я назову его произведения, связанные с боксом: «Мексиканец», «Игра», «Кусок мяса». Они мне тоже нравятся. Но я очень люблю и его северные рассказы, и «Железную пяту», и «Морского волка». Ведь все те качества, что он описывал в людях, способность противостоять разного рода испытаниям, востребованы в любых жизненных ситуациях. И не только на ринге. Хотя с боксом Джека Лондона связывали не только произведения. Он сам занимался, выступал на ринге и, насколько знаю, работал обозревателем по боксу в одной из газет.
САМЫЕ НЕДООЦЕНЕННЫЕ ЧИТАТЕЛЯМИ РОМАНЫ
«Алая чума»
Действие происходит около 2073 года, через 60 лет после того, как эпидемия почти полностью уничтожила человечество. Люди впадают в «новое варварство».
«Бюро убийств»
Компания выполняет заказы на убийства. Но в отличие от киллеров «Бюро» требует обосновать приговор.
Роман заканчивал Роберт Фиш полвека спустя.
«Лютый зверь»
Сюжет куплен у Синклера Льюиса. Молодой боксер крушит всех на своем пути, но законы шоу-бизнеса требуют раззадоривать толпу. Предстоит финальный бой.
«Приключение»
Соломоновы острова — не самое безопасное место. Дикари-людоеды, природные катаклизмы и борьба за выживание. Роман долгое время был запрещен в СССР.
«Межзвездный скиталец»
В камере-одиночке героя пытают «смирительной курткой». Под пыткой он впадает в транс и путешествует среди звезд.